ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ
Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто импровизировал. Латинское слово improvisus означает -- непредвиденный. Импровизировать -- значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной повести «Египетские ночи». В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в определенной форме -- вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших. Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан. Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому известного немецкого музыканта. За день до назначенного состязания Бах явился в королевский дворец послушать своего конкурента. Маршан играл блестяще. Ему много аплодировали, а потом предложили и немецкому музыканту «попробовать инструмент». Бах тут же повторил песенку, на тему которой импровизировал Маршан, и варьировал ее с огромным искусством, совершенно затмив соперника. Потом Бах написал на листочке бумаги мелодию и передал ее Маршану. Это была тема, на которую французский музыкант должен был назавтра импровизировать. Бах, в свою очередь, попросил у Маршана тему для своей импровизации. На следующий день придворное общество долго ожидало прибытия во дворец знаменитого француза, но он так и не явился. Оказалось, что он бежал, не решившись соперничать с гениальным импровизатором. А вот отрывок программы одного из концертов маленького Моцарта (вы, наверное, знаете, что Моцарт с самого раннего возраста проявил себя как гениальный музыкант. В шесть -- семь лет он уже выступал с концертами в разных странах): «6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на клавикорде. 7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео... 10. Фуга на тему, предложенную экспромтом...» В одном итальянском городе слушатели, которые не могли поверить, что ребенок способен так вдохновенно импровизировать, потребовали, чтобы он снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо. Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы прошлого. О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например, рассказывали, что лучшие его произведения -- не те, что записаны, изданы и известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше не повторял. В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко встречаются музыканты, способные сочинять «на глазах у публики». Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях нашей жизни, господствует «узкая специализация»: композиторы теперь не являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования сохранились разве лишь у некоторых органистов. Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор -- хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские музыканты, присутствовавшие на концерте.

Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИМПРОВИЗАЦИЯ" в других словарях:

  • Импровизация — (improviso значит по латыни «без подготовки») такой вид творчества, при к ром и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для И. необходимо, чтобы тема была задана со стороны или… …   Литературная энциклопедия

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — 1) стихи, сказанные без приготовления, на заданную тему. 2) музыкальная пьеса сыгранная также без приготовления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМПРОВИЗАЦИЯ [фр. improvisation < лат. improvisus… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • импровизация — и, ж. improvisation f. 1. Сочинение стихов, музыки и т. п. во время исполнения их. БАС 1. < Импровизатор>.. вдруг шагнул вперед. сложил крестом руки на грудь .. музыка умолкла .. Импровизация началась. Пушк. Егип. ночи. || Сочинение чего л …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise без подготовки, неожиданно) сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей …   Словарь литературных терминов

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, импровизации, жен. (книжн.). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа! сказал …   Толковый словарь Ушакова

  • импровизация — юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование Словарь русских синонимов. импровизация экспромт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ, экспромт …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Импровизация — (от латинского improvisus неожиданный, внезапный), вид творчества, при котором произведение (сочинение) рождается непосредственно в процессе исполнения (в музыке, театральном искусстве, поэзии, например экспромт, и др.). С точки зрения структуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — (от лат. improvisus неожиданный внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, жен. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. | прил. импровизационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж. Какое л. дело (преим. неудачное, сорвавшееся) …   Словарь русского арго


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»