- ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич
-
( 1747, Петербург - 30 III 1804, там же)
Основоположник русского скрипичного искусства, виртуоз, для которого не существовало никаких трудностей в игре на своем инструменте, блистательный импровизатор, пытливый слушатель и собиратель народных напевов, дирижер, педагог, выдающийся композитор - таков в общих чертах творческий облик Ивана Евстафьевича Хандошкина.
Б. Доброхотов
Сочинения его весьма оригинальны и некоторые токмо находятся в руках любителей и манускриптах сохраненными.
И. Черлицкий. Музыкальное руководство для артистов и любителей музыки, 1852
Судьба и творчество выдающегося русского скрипача и композитора И. Хандошкина породили множество легенд уже при его жизни. Восхищенные современники не скупились на превосходные степени в описании игры "русского Орфея", заслушиваясь его изобретательными вариациями и импровизациями. И после смерти композитора сохранялся легендарный ореол вокруг его имени, в то время как произведения Хандошкина, документальные свидетельства о его жизни, постепенно утрачивались. В наши дни настойчивые поиски советских исследователей возвращают музыку Хандошкина слушателям, но достоверных сведений о его жизни обнаружено немного.
Неизвестны дата и место рождения композитора. Лишь недавно удалось установить, что знаменитый музыкант происходил из семьи украинского крестьянина. Отец Хандошкина играл на валторне и служил учителем музыки в капелле П. Шереметева. Скрипичное мастерство юноша осваивал в течение семи лет под руководством итальянского педагога Т. Порты. В архиве сохранилось прошение Порты об уплате ему "за обучение на скрипке отданного ему ученика Ивана Хандошкина, который ныне употребляется в камери гоф-музыках, с прочими музыкантами, за семилетнее время - 420 р". Дарование юного скрипача рано обратило на себя внимание: в 1760 г. Хандошкин был принят в оркестр будущего императора Петра III в качестве "музыкантского ученика", а с 1762 г. играл в оркестре придворного итальянского театра. Вскоре представился случай попробовать силы на новом поприще - педагогическом: в 1764 г. Хандошкин организовал преподавание скрипки во вновь открытых музыкальных классах Академии художеств, однако через несколько месяцев, уйдя из Академии, стал учителем музыки в публичном театре К. Книппера. Начало 1780-х гг. - первый расцвет музыкальной деятельности скрипача: его концерты становятся заметным событием в культурной жизни Петербурга. Помимо службы в качестве придворного камер-музыканта и театрального капельмейстера, Хандошкин участвует в работе Петербургского музыкального клуба как его почетный член. В этот же период появляются первые изданные произведения выдающегося скрипача.
Казалось, жизненная перспектива ясна и не сулит неожиданностей. Но в середине 80-х гг. в судьбе музыканта произошел резкий поворот: могущественный вельможа екатерининских времен Г. Потемкин, задумавший открыть на юге России университет, поручил Хандошкину организацию музыкального дела. "Наместник Таврический" писал Екатерине II: "Как в Екатеринославском университете, где не только науки, но и художества преподаваемы быть имеют, должна быть Консерватория для музыки, то приемлю смелость всеподданнейше просить об увольнении туда придворного музыканта Хандошкина с пожалованием за долговременную его службу пенсию и с награждением чина мундшенка придворного". Вскоре Хандошкин выехал к месту назначения. Однако планы культурного развития южного края в те годы не были осуществлены. Поэтому музыкант надолго поселился во второй столице, где руководил выступлениями оркестра в московском Благородном клубе. В те годы газета "Московские ведомости" печатала сведения о продаже нот. Поместил свое объявление и Хандошкин: "Из придворных камер-музыкантов первый сочинитель и игрок русских песен г. Хандошкин издал два Польских (полонеза) с отменным вкусом... которые были играны в торжественный день в Санкт-Петербурге, в публичном маскараде в первый раз и от почтенной публики удостоены отменною похвалою".
В конце 80-х гг. музыкант возвратился в Петербург, затем вторично приезжал в Москву в 1801-02 гг. Об этом периоде жизни Хандошкина известно немногое: продолжалась его педагогическая деятельность, появлялись в печати новые его произведения, принося автору известность и убытки (в те годы издание каких-либо сочинений обходилось авторам очень дорого). Умер знаменитый скрипач "внезапно, придя в кабинет за пенсионом". Творчество Хандошкина невелико по объему, но драгоценно для истории отечественной камерно-инструментальной музыки. Ограничившись музыкой для своего любимого инструмента - скрипки, мастер очень разнообразно использовал ее выразительные и технические возможности.
В трех известных нам сонатах для скрипки solo, а также в единственной сонате для скрипки с басом музыкант-виртуоз предстает перед слушателями во всеоружии композиторского мастерства, пленяя слушателей эмоциональной щедростью, благородством тона и лирической задушевностью. Сонаты для скрипки solo задуманы как циклические произведения из трех частей - медленной первой, оживленной второй и быстрого танцевального финала.
Наиболее самобытна Первая соната, которая проникнута "мужественной патетикой, глубиной и благородством чувства и может быть сопоставлена с таким выдающимся явлением русской музыки конца XVIII века, как музыка Фомина к мелодраме "Орфей и Эвридика"" (Ю. Келдыш).
Иначе выстроена Соната для скрипки с басом: она двухчастна, причем ее 2 часть напоминает большую виртуозную каденцию и тем самым дает некоторое представление о выдающемся даре импровизации, неизменно поражавшем современников в игре Хандошкина.
Излюбленной и самой обширной областью творчества были для композитора циклы вариаций на темы народных песен. Число вариаций в цикле - от трех до сорока. Композитор разрабатывал песенные мелодии с глубоким пониманием их природы, с неистощимой изобретательностью в обновлении исходного напева, мастерски используя сложную скрипичную технику. Замечательный музыкант научил скрипку петь привольные русские мелодии, передавать зажигательную стихию народного танца.
С исторической дистанции все отчетливей виден масштаб достижений первого выдающегося русского виртуоза-скрипача и композитора. Прав современный исследователь, утверждая: "Хандошкин был художником большого дарования и высокой профессиональной культуры... Некоторые из его творческих находок остались непревзойденными в русской музыке вплоть до Глинки".
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.