ФИЛД, Фильд Джон

ФИЛД, Фильд Джон
( 26 VII 1782, Дублин - 23 I 1837, Москва)

Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату.

М. Глинка

Известный ирландский композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие.

Филд родился в семье музыкантов. Первоначальное музыкальное образование получил у певца, клавесиниста и композитора Т. Джордани. В десятилетнем возрасте талантливый мальчик впервые в жизни выступил публично. После переезда в Лондон (1792) он становится учеником М. Клементи - выдающегося пианиста и композитора, ставшего к тому времени предприимчивым фабрикантом роялей. В лондонский период своей жизни Филд демонстрировал инструменты в магазине, принадлежащем Клементи, начал концертировать, сопровождал своего учителя во время заграничных поездок. В 1799 г. Филд впервые исполнил свой Первый фортепианный концерт, принесший ему известность. В те годы его выступления с успехом проходили в Лондоне, Париже, Вене. В письме к музыкальному издателю и фабриканту И. Плейелю Клементи рекомендовал Филда как многообещающего гения, ставшего на родине любимцем публики благодаря своим сочинениям и исполнительскому мастерству.

1802 г. - важнейшая, ставшая рубежной, веха в жизни Филда: вместе со своим учителем он приезжает в Россию. В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах, знакомится с русским музыкальным искусством. Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой.

Жизнь Филда в России связана с двумя городами - Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Филд - автор 7 фортепианных концертов, 4 сонат, около 20 ноктюрнов, вариационных циклов (в т. ч. на русские темы), полонезов для фортепиано. Композитором также написаны арии и романсы, 2 дивертисмента для фортепиано и струнных инструментов, фортепианный Квинтет.

Филд стал основоположником нового музыкального жанра - ноктюрна, получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов. Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист: "До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием "Песен без слов", "Экспромтов", "Баллад" и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще".

Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано - одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда - было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности. Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных пианистов, писал в "Записках", что "игра Филда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов".

Значителен вклад Филда в воспитание молодых русских пианистов, как профессионалов, так и любителей. Его педагогическая деятельность была очень обширной. Филд - желанный и уважаемый учитель во многих дворянских семьях. У него обучались такие видные впоследствии музыканты, как А. Верстовский, А. Гурилев, А. Дюбюк, Ант. Контский. Несколько уроков у Филда взял Глинка. У него учился В. Одоевский. В первой половине 30-х гг. Филд осуществил большую гастрольную поездку по Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии, высоко оцененную рецензентами и публикой. В конце 1836г. в Москве состоялся последний концерт уже тяжело больного Филда, и вскоре замечательный музыкант умер.

Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов. /А. Назаров/


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ФИЛД, Фильд Джон" в других словарях:

  • Филд (Фильд) Джон — (Field, John) (1782, Дублин — 1837, Москва), ирландский пианист, композитор, педагог. Из семьи потомственных музыкантов. С 1802 в России (в Петербурге), в 1821—31 и с 1835 в Москве. Пользовался любовью и редкой популярностью у… …   Москва (энциклопедия)

  • ФИЛД (Field) Джон — ФИЛД (Фильд) (Field) Джон (1782 1837) ирландский пианист, педагог, композитор. С 1802 жил в России, концертировал также в Зап. Европе. Создатель жанра фортепианного ноктюрна …   Большой Энциклопедический словарь

  • Филд, Фильд (Field) Джон — (1782—1837), ирландский пианист, педагог, композитор. Ученик М. Клементи, И. Г. Альбрехтсбергера. С 1802 жил в России, где концертировал и преподавал (его учеником был М. И. Глинка), выступал также в Западной Европе. Создатель жанра… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фильд, Джон — Джон Филд John Field Дата рождения 26 июля 1782 Место рождения Дублин Дата смерти 11 января 1837 Место …   Википедия

  • Фильд, Филд Джон — ФИЛЬД, Филд (Field) Джон (1782 1837), ирл. композитор и пианист. В России прожил более 30 лет. Преподавал и концертировал в Петербурге и Москве. Большое впечатление на Ф. произвело выступление нем. пианиста виртуоза Иоганна Гуммеля. Об этом было… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Филд Джон — Фильд (Field) (1782 1837), ирландский пианист, педагог, композитор. С 1802 жил в России, концертировал и преподавал. Выступал также в Западной Европе. Создатель жанра фортепьянного ноктюрна. * * * ФИЛД Джон ФИЛД (Фильд) (Field) Джон (1782 1837),… …   Энциклопедический словарь

  • Филд, Джон — ФИЛД (Фильд) (Field) Джон (1782 1837), ирландский пианист, композитор. С 1802 в России. Один из первых пианистов романтиков, представитель так называемой лондонской школы. У Филда брал уроки М.И. Глинка. Фортепьянные ноктюрны (около 20; первые… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФИЛД — (Фильд) (Field) Джон (1782 1837), ирландский пианист, композитор. С 1802 в России. Один из первых пианистов романтиков, представитель так называемой лондонской школы. У Филда брал уроки М.И. Глинка. Фортепьянные ноктюрны (около 20; первые образцы …   Современная энциклопедия

  • Филд Д. — ФИЛД, Фильд (Field) Джон (1782–1837), ирл. пианист, педагог, композитор. Ученик М. Клементи, И.Г. Альбрехтсбергера. С 1802 жил в России, где концертировал и преподавал (его учеником был М.И. Глинка), выступал также в Зап. Европе. Создатель… …   Биографический словарь

  • Филд, Джон — Джон Филд John Field …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»