- ТОРМИС Вельо Рихович
-
( р. 7 VIII 1930, Куусалу, близ Таллинна)
Сделать старинное наследие понятным и доступным современному человеку - вот основная проблема, стоящая в наши дни перед композитором в его работе с фольклором.
В. Тормис
Имя эстонского композитора В. Тормиса неотделимо от современной эстонской хоровой культуры. Этот выдающийся мастер внес богатый вклад в развитие современной хоровой музыки, открыл в ней новые выразительные возможности. Многие его поиски и эксперименты, яркие находки и открытия были осуществлены на благодатной почве обработок эстонских народных песен, авторитетным знатоком и собирателем которых он является.
Музыкальное образование Тормис получил сначала в Таллиннской консерватории (1942-51), где учился игре на органе (у Э. Арро, А. Топмана; С. Крулль) и сочинению у (В. Каппа), а затем в Московской консерватории (1951-56) по классу композиции (у В. Шебалина). Творческие интересы будущего композитора формировались под влиянием той атмосферы музыкального быта, которая окружала его с детства. Отец Тормиса родом из крестьян (Куусалу, предместье Таллинна), он служил органистом в деревенской церкви в Вигала (Зап. Эстония). Поэтому Вельо с детства был приближен к хоровому пению, он рано начал играть на органе, подбирая хоралы. Корни его композиторской родословной уходят в традиции эстонской музыкальной культуры, народной и профессиональной.
Сегодня Тормис - автор огромного числа произведений как хоровых, так и инструментальных, он пишет музыку для театра и кино. Хотя, конечно, сочинять музыку для хора - для него главное. Хоры мужские, женские, смешанные, детские, без сопровождения, а также с сопровождением - иногда весьма нетрадиционным (например, шаманских барабанов или магнитофонной записи) - словом, все существующие сегодня возможности звучания, комбинирования вокальных и инструментальных тембров нашли применение в мастерской художника. К жанрам и формам хоровой музыки Тормис подходит непредвзято, с редкой фантазией и смелостью, переосмысливает традиционные жанры кантаты, хорового цикла, по-своему использует новые жанры XX в. - хоровые поэмы, хоровые баллады, хоровые сцены. Им созданы произведения и в совершенно оригинальных смешанных жанрах: кантата-балет "Эстонские баллады" (1980), сценическая композиция из старинных рунных песен "Женские баллады" (1977). Печать влияния хоровой музыки несет на себе опера "Лебединый полет" (1965). Тормис - тонкий лирик и философ. Он обладает обостренным видением красоты в природе, в человеке, в душе народа. Его крупные эпические и эпико-драматические произведения обращены к большим, общечеловеческим темам, часто историческим. В них мастер поднимается до философских обобщений, добивается актуального для сегодняшнего мира звучания. Вечной теме гармонии природы и человеческого бытия посвящены хоровые циклы "Эстонских календарных песен" (1967); на историческом материале созданы "Баллада про Маарьямаа" (1969), кантаты "Заклятие железа" (воссоздающая обряд заклинания древних шаманов, дающий человеку власть над созданными им орудиями, 1972) и "Слова Ленина" (1972), а также "Воспоминания времен чумы" (1973).
Музыке Тормиса присуща ясная образность, нередко живописность и изобразительность, которые почти всегда проникнуты психологизмом. Так, в его хорах, особенно в миниатюрах, пейзажной зарисовке сопутствует лирический комментарий, как в "Осенних пейзажах" (1964), и наоборот, напряженная экспрессия субъективных переживаний нагнетается изображением природной стихии, как в "Песнях Гамлета" (1965).
Музыкальный язык произведений Тормиса ярко современен и самобытен. Виртуозная техника и изобретательность позволяют композитору расширить спектр приемов хорового письма. Хор трактуется и как многоголосный массив, которому придаются сила и монументальность, и наоборот, - как гибкий, подвижный инструмент камерной звучности. Хоровая ткань то полифонична, то несет в себе гармонические краски, излучает неподвижно длящуюся гармонию или, наоборот, - словно дышит, переливается контрастами, колебаниями разреженности и уплотненности, прозрачности и густоты. В нее Тормис привнес приемы письма из современной инструментальной музыки, сонорные (тембро-красочные), а также пространственные эффекты.
Тормис увлеченно изучает древнейшие пласты эстонского музыкально-поэтического фольклора, творчество других прибалтийско-финских народов: води, ижорцев, вепсов, ливов, карелов, финнов, обращается к русским, болгарским, шведским, удмуртским и др. фольклорным источникам, черпая в них материал для своих произведений. На этой основе возникли его "Тринадцать эстонских лирических народных песен" (1972), "Ижорский эпос" (1975), "Северорусская былина" (1976), "Ингерманландские вечера" (1979), цикл эстонских и шведских песен "Картинки из прошлого острова Вормси" (1983), "Болгарский триптих" (1978), "Венские тропы" (1983), "XVII песнь Калевалы" (1985), множество обработок для хора. Погружение в широкие пласты фольклора не только обогащает музыкальный язык Тормиса почвенной интонацией, но и подсказывает способы его обработки (фактурной, гармонической, композиционной), позволяет обнаружить точки соприкосновения с нормами современного музыкального языка.
Свое обращение к фольклору Тормис наделяет особой значимостью: "Меня интересует музыкальное наследие разных эпох, но более всего старинные пласты, представляющие особую ценность... Важно донести до слушателя-зрителя особенности народного мировосприятия, отношение к общечеловеческим ценностям, что самобытно и мудро выражено в фольклоре".
Произведения Тормиса исполняют ведущие коллективы Эстонии, среди них оперные театры "Эстония" и Ванемуйне. Государственный академический мужской хор ЭССР, Камерный хор Эстонской филармонии, Таллиннский камерный хор, хор Эстонского телевидения и радио, ряд студенческих и молодежных хоров, а также хоры Финляндии, Швеции, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, ФРГ.
Когда хоровой дирижер Г. Эрнесакс, старейшина эстонской композиторской школы, сказал: "Музыка Вельо Тормиса выражает душу эстонского народа", - он вложил в свои слова очень конкретный смысл, имея в виду сокровенные истоки, высокую духовную значимость искусства Тормиса.
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.