- ТИТОВЫ
-
Николай Сергеевич (? - 1776) . Алексей Николаевич (23 VII 1769, Петербург - 20 XI 1827, там же) [/c
Сергей Николаевич (1770 - 5 V 1825) [/c
Николай Алексеевич (10 V 1800, Петербург - 22 XII 1875, там же) [/c
Михаил Алексеевич (17 IX 1804, Петербург - 15 XII 1853, Павловск) [/c
Николай Сергеевич (1798 - 1843, Москва) [/c
Семья русских музыкантов Титовых оставила заметный след в истории русской культуры эпохи "просвещенного дилетантизма". Их музыкальная деятельность развивалась на протяжении длительного периода, охватывающего вторую половину XVIII и первую половину XIX в. 6 членов этой знатной фамилии были видными музыкантами-любителями, как тогда говорили, "аматерами". Представители дворянской интеллигенции, они посвящали изящным искусствам свое свободное время, не имея специального, систематического музыкального образования. Как это было принято в аристократическом кругу, все они состояли на военной службе и имели высокие чины, от гвардейского офицера до генерал майора. Родоначальник этой музыкальной династии - полковник, статский советник Н. С. Титов - был известным поэтом, драматургом и композитором екатерининских времен. Один из образованнейших людей своего времени, он был страстным любителем театра и в 1766 г. открыл в Москве театральное предприятие, антрепренером которого был до 1769 г., когда его детище перешло в руки иностранных предпринимателей Бельмонти и Чинти, Н. С. Титов сочинил несколько одноактных комедий, в числе которых "Обманутый опекун" (пост. в 1767 г. в Москве) и "Чему быть, того не миновать, или Тщетная предосторожность" (пост. в 1795 г. в Петербурге). Известно, что к национальному русскому представлению, называвшемуся "Новый год, или Встреча Васильева вечера" (пост. в 1768 г. в Моокве), он написал, помимо текста, также и музыку. Это дает основание предполагать, что он сочинял музыку и к другим спектаклям.
Сыновья Н. С. Титова - Алексей и Сергей - были видными музыкантами конца XVIII - начала XIX в., а их дети - Николай Алексеевич, Михаил Алексеевич и Николай Сергеевич - популярными композиторами-дилетантами пушкинской поры. Музыкальная деятельность старших Титовых была связана с театром. Творческая биография А. Н. Титова была достаточно насыщенной, хотя и относительно недолгой. Человек, близкий к императорскому двору, генерал-майор, страстный любитель искусства, композитор и скрипач, он был хозяином музыкального салона, ставшего одним из крупнейших очагов художественной жизни Петербурга. В домашних концертах, на которых часто исполнялись камерные ансамбли, участвовали и сами братья Титовы - Алексей Николаевич прекрасно играл на скрипке, а Сергей Николаевич на альте и виолончели, - и многочисленные отечественные и иностранные артисты. Сам хозяин салона, по словам его сына Николая Алексеевича, "был редкой доброты, мастер жить и угощать; образованный, умный, он в обществе всегда был весел и чрезвычайно любезен, имел дар красноречия и даже писал проповеди".
А. Н. Титов вошел в историю как плодовитый театральный композитор, автор более 20 музыкально-сценических произведений различных жанров. Среди них 10 опер разнообразного содержания: комические, героические, лирико-сентиментальные, историко-бытовые и даже патриотическая опера "из российской истории" ("Мужество киевлянина, или Вот таковы русские", пост. в 1817 г. в Петербурге). Особой популярностью пользовались бытовые комические оперы на тексты А. Я. Княжнина "Ям, или Почтовая станция" (1805), "Посиделки, или Следствие Яма" (1808) и "Девишник, или Филаткина свадьба" (1809), составляющие своеобразную трилогию (все они были поставлены в Петербурге). А. Н. Титов сочинял также музыку к балетам, мелодрамам, драматическим спектаклям. Его музыкальный язык в основном выдержан в традициях европейского классицизма, хотя в бытовых комических операх ощутима связь с мелодикой русской бытовой песни-романса.
С. Н. Титов был на год моложе своего брата, а творческий путь его оказался еще короче - он скончался в возрасте 55 лет. Закончив свою военную карьеру в чине генерал-лейтенанта, в 1811 г. он вышел в отставку и поступил на гражданскую службу. Постоянный участник музыкальных собраний в доме своего брата, - а он был талантливым виолончелистом, хорошо владел фортепиано и альтом, - Сергей Николаевич, как и его брат, сочинял театральную музыку. Среди его произведений выделяются спектакли, показывающие живую русскую современность, что было необычным и прогрессивным явлением для того времени. Это балет "Новый Вертер" (пост. И. Вальберхом в 1799 г. в Петербурге), героями которого были жители Москвы той эпохи, выступавшие на сцене в соответствующих современных костюмах, и "народный водевиль" по пьесе А. Шаховского "Крестьяне, или Встреча незваных" (пост. в 1814 г. в Петербурге), повествующий о борьбе партизан с наполеоновским нашествием. Музыка балета соответствует его сентиментальному сюжету, рассказывающему о чувствах простых людей. Опера-водевиль "Крестьяне, или Встреча незваных", подобно распространенному в то время жанру дивертисмента, построена на использовании народно-бытовых песен и романсов. Сыновья А. Н. Титова - Николай и Михаил, - а также сын С. Н. Титова - Николай - вошли в историю отечественной музыкальной культуры как "пионеры" русского романса (Б. Асафьев). Их творчество полностью было связано с бытовым музицированием в салонах дворянской интеллигенции и аристократии 1820-40-х гг.
Наибольшая слава выпала на долю Н. А. Титова - одного из популярнейших композиторов пушкинской эпохи. Он всю свою жизнь прожил в Петербурге. Восьми лет он был определен в кадетский корпус, затем воспитывался в нескольких частных пансионах. Игре на фортепиано начал обучаться в 11-12-летнем возрасте, под руководством немецких учителей. С 17 лет, в течение почти полувека, состоял на военной службе, выйдя в отставку в чине генерал-лейтенанта в 1867 г. Сочинять начал в 19 лет: именно в это время у него, по собственному признанию, "впервые заговорило сердце и вылился из глубины души" его первый романс. Не имея необходимой теоретической подготовки, начинающий композитор был вынужден "постепенно доходить до всего сам", ориентируясь на известные ему французские романсы Ф. Буальдье, Ш. Лафона и др. Композитор самостоятельно изучал генерал-бас по теоретическому пособию И. Фукса и Ш. Кателя, затем некоторое время брад уроки у итальянского учителя пения Замбони и у контрапунктиста Соливы. Однако занятия эти были кратковременными и в целом К. А. Титов остался композитором-самоучкой, типичным представителем русского "просвещенного дилетантизма".
В 1820 г. был напечатан романс "Уединенная сосна", явившийся первым опубликованным произведением Н. А. Титова и принесшим ему широкую известность. Популярность этого романса подтверждает упоминание его в рассказе "Татьяна Борисовна и ея племянник" из "Записок охотника" И. Тургенева: прочно вошедший в барско-усадебный и салонно-аристократический быт, романс Титова живет как бы самостоятельной жизнью в этой среде, уже забывшей имя его автора, и даже ошибочно приписывается А. Варламову.
В 20-х гг. начинают издаваться и разнообразные салонные танцевальные пьесы Титова - кадрили, польки, марши, вальсы для фортепиано. Среди них есть пьесы камерного, интимного характера, которые постепенно теряют свое прикладное значение и превращаются в художественную миниатюру и даже в программное произведение. Таковы, например, "французская" кадриль "Грехи молодости" (1824) и "Роман в 12 вальсах" под названием "Когда я был молод" (1829), рисующий сентиментальную историю отвергнутой любви. Лучшим фортепианным пьесам Н. А. Титова свойственны простота, искренность, задушевность, мелодичность, близкая по стилю русскому бытовому романсу.
В 30-х гг. композитор познакомился с М. Глинкой и А. Даргомыжским, с теплым участием относившимися к его творчеству и, по словам самого Титова, называвшим его "дедушкой русского романса". Дружеские отношения связывали его с композиторами И. Ласковским и А. Варламовым, посвятившим Титову свой романс "Соловьем залетным юность пролетела". В 60-х гг. Николай Алексеевич часто бывал у Даргомыжского, который не только давал ему творческие советы, но и переложил на два голоса его романсы "Прости на долгую разлуку" и "Цветок". Н. А. Титов прожил 75 лет, захватив и вторую половину XIX в. - время расцвета русской музыкальной классики. Однако творчество его целиком связано с художественной атмосферой салонов дворянской интеллигенции 1820-40-х гг. Сочиняя романсы, он чаще всего обращался к стихотворениям поэтов-любителей, таких же дилетантов, как и он сам. В то же время композитор не прошел мимо поэзии своих великих современников - А. Пушкина ("К Морфею, Птичка") и М. Лермонтова ("Горные вершины"). Романсы Н. А. Титова в основном сентиментально-чувствительные, но среди них встречаются и романтические образы и настроения. Примечательна трактовка темы одиночества, диапазон которой простирается от традиционной томительной разлуки с возлюбленной до романтической тоски по родине ("Ветка, Русский снег в Париже") и одиночества романтически настроенной личности среди людей ("Сосна, Не дивитеся, друзья"). Вокальные сочинения Титова отличаются мелодической напевностью, задушевной теплотой, тонким ощущением поэтической интонации. В них складываются в первоначальном, еще наивном и во многом несовершенном виде, ростки важнейших качеств русской вокальной лирики, характерные мелодические обороты, порой предвосхищающие интонации романсов Глинки, типичные виды аккомпанемента, стремление к отражению в фортепианной партии настроения романса.
Перу Н. А. Титова принадлежат более 60 романсов на русские и французские тексты, более 30 танцевальных пьес для фортепиано, а также танцы для оркестра (2 вальса, кадриль). Известно, что он сочинял и стихи: некоторые из них легли в основу его романсов ("Ах, поведайте, люди добрые, Исступление, Замолкни сердце" и др.), другие сохранились в рукописной тетради, шутливо названной им "Мои вдохновения и глупости". Посвящение "Моим сыновьям", открывающее эту тетрадь, рисует творческое кредо композитора-дилетанта, находившего радость и отдохновение в творчестве:
Кто глупостей не делал в этом мире?
Иной писал стихи, иной бряцал на лире.
Стихи и музыку мне Бог послал в удел,
Любя душою их, писал я, как умел.
А потому прошу я снисхожденья
При представленьи вам - минуты вдохновенья.
Младший брат Н. А. Титова-Михаил Алексеевич, следуя семейной традиции, служил офицером в Преображенском полку. С 1830 г., выйдя в отставку, жил в Павловске, где и умер в возрасте 49 лет. Имеются сведения, что он учился композиции у теоретика Джулиани. Михаил Алексеевич известен как автор сентиментальных романсов на русские и французские тексты, с изящной партией фортепиано и несколько банально-чувствительной мелодикой, зачастую приближающейся к стилю жестокого романса ("О, если б вы так любили, Зачем исчез, прелестный сон, Ожидание" - на ст. неизв. авторов). Благородной изысканностью отличаются лучшие из его салонных танцевальных пьес для фортепиано, проникнутые меланхолическими настроениями раннего романтизма. Пластичность мелодики, близкой русскому бытовому романсу, утонченность, грациозность фактуры придают им своеобразное обаяние рафинированного искусства аристократических салонов.
Двоюродный брат Н. А. и М. А. Титовых, Н. С. Титов, прожил всего 45 лет - он умер от горловой чахотки. По обычаям этой семьи, состоял на военной службе - был гвардейским драгуном Семеновского полка. Как и его двоюродные братья, он был композитором-любителем и сочинял романсы. Наряду со многими сходными чертами, его романсовое творчество имеет и свои индивидуальные особенности. В отличие от Н. А. Титова, с его искренней сердечностью и простотой, Николаю Сергеевичу присущ более салонный, благородно-созерцательный тон высказывания. В то же время он сильно тяготел к романтическим темам и образам. Его меньше привлекала любительская поэзия, и он отдавал предпочтение стихотворениям В. Жуковского. Е. Баратынского, а более всего - А. Пушкина. Стремясь точнее отразить содержание и ритмические особенности поэтического текста, он постоянно экспериментировал в области ритмоинтонации, формы, в применении более современных, романтических средств музыкальной выразительности. Его романсам свойственно стремление к непрерывному развитию, сопоставление одноименных ладов, терцовые соотношения тональностей. Интересен, несмотря на несовершенство воплощения, замысел романса "в трех отделениях" на ст. Баратынского "Разлука - Ожидание - Возвращение", представляющий попытку создания трехчастной композиции сквозного развития на основе смен психологических состояний лирического героя. Среди лучших сочинений Н. С. Титова - пушкинские романсы "Буря, Певец, Серенада, Фонтану Бахчисарайского дворца", в которых намечается отход от традиционной чувствительности в сторону создания выразительного лирико-созерцательного образа.
Сочинения братьев H. A., M. А. и Н. С. Титовых представляют собой типичные и вместе с тем наиболее яркие образцы любительского творчества русских композиторов-дилетантов пушкинской эпохи. В их романсах складывались характерные жанры и приемы музыкальной выразительности русской вокальной лирики, а в танцевальных миниатюрах, с их тонкой поэтичностью и стремлением к индивидуализации образов, намечался путь от бытовых пьес прикладного значения к возникновению и развитию программных жанров отечественной фортепианной музыки.
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.