СКАРЛАТТИ Доменико

СКАРЛАТТИ Доменико
( 25 X 1685, Неаполь - 23 VII 1757, Мадрид)

...Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства...

К. Кузнецов

Из всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи: "Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын - орел, у которого выросли крылья"... 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло - все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.

Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, "словно за инструментом была тысяча дьяволов". Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван "Рафаэль из Урбино".

В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.

Из обширного наследия композитора (20 опер, ок. 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 "Miserere, Stabat mater") живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина". Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской. Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма; импровизационность - с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами. Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "СКАРЛАТТИ Доменико" в других словарях:

  • СКАРЛАТТИ Доменико — (1685 1757) итальянский композитор и клавесинист. Сын А. Скарлатти. Создал виртуозный стиль игры на клавесине. В его сонатах для клавесина формировалось сонатное аллегро (см. Сонатная форма). Оперы, кантаты и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Скарлатти, Доменико — Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 26 октября 1685(16851026), Неаполь 23 июля 1757, Мадрид) итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский… …   Википедия

  • Скарлатти Доменико — (Scarlatti) (1685 1757), итальянский композитор и клавесинист. Сын А. Скарлатти. Работал в Лиссабоне и Мадриде. Создал виртуозный стиль игры на клавесине. В его сонатах для клавесина (свыше 550, под названием «экзерсисы») формировалось сонатное… …   Энциклопедический словарь

  • Скарлатти Доменико — Скарлатти (Scarlatti) Доменико (26.10.1685, Неаполь, ‒ 23.7.1757, Мадрид), итальянский композитор и клавесинист. Сын и ученик А. Скарлатти. Был капельмейстером, концертировал. Основное место в творческом наследии С. занимают пьесы для клавесина… …   Большая советская энциклопедия

  • Скарлатти Доменико — …   Википедия

  • СКАРЛАТТИ — Доменико (1685 1757), итальянский композитор, клавесинист виртуоз. Сын А. Скарлатти. Его ярко мелодичные и темпераментные 1 частные клавирные экзерсисы (свыше 550; ныне называются сонаты ) подготовили классическую фортепьянную сонату,… …   Современная энциклопедия

  • Доменико Скарлатти — Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domenісо Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь 23 июля 1757, Мадрид) итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое… …   Википедия

  • СКАРЛАТТИ — отец и сын, итальянские композиторы эпохи барокко. СКАРЛАТТИ Алессандро (Scarlatti, Alessandro) АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ. (1660 1725), автор вокальных и камерно инструментальных произведений, один из основателей неаполитанской школы, в которой… …   Энциклопедия Кольера

  • Скарлатти — известная фамилия итальянских композиторов и музыкантов эпохи барокко: Алессандро Скарлатти (1660 1725), оперный композитор, основатель Неаполитанской оперной школы. Анна Мария Скарлатти, оперная певица, сестра Алессандро. Джузеппе Доменико… …   Википедия

  • Скарлатти — (Alessandro Scarlatti) один из знаменитых итальянскихкомпозиторов неаполитанской школы (1649 1725), ученик Кариссими. С.считается первым, который ввел форму арии с da саро, ставшей с тоговремени общеупотребительной. Аккомпанемент его apии не… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»