РЕГЕР Макс

РЕГЕР Макс
(Иоганн Баптист Иозеф), (19 III 1873, Бранд, Верхний Пфальц - 11 V 1916, Лейпциг) Регер - символ эпохи, мост между столетиями.

Э. Отто

Недолгая творческая жизнь выдающегося немецкого музыканта - композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика - М. Регера прошла на рубеже XIXXX вв. Начав свой путь в искусстве в русле позднего романтизма, во многом под влиянием вагнеровского стиля, Регер с самого начала обрел и иные, классические идеалы - прежде всего в наследии И. С. Баха. Сплав романтической эмоциональности с крепкой опорой на конструктивно-ясное, интеллектуальное составляет сущность искусства Регера, его прогрессивной художественной позиции, близкой музыкантам XX столетия. "Величайшим германским неоклассиком" назвал композитора его горячий почитатель, замечательный русский критик В. Каратыгин, отмечая при этом, что "Регер - дитя современности, его манят все современные терзания и дерзания".

Чутко откликаясь на происходящие общественные события, социальную несправедливость, Регер всей своей жизнью, системой воспитания был связан с национальными традициями - их высоким этосом, культом профессионального ремесла, интересом к органной, камерно-инструментальной и хоровой музыке. Так воспитывал его отец, школьный учитель в маленьком баварском городке Вайдене, так учили вайденский церковный органист А. Линднер и крупнейший немецкий теоретик Г. Риман, привившие Регеру любовь к немецкой классике. Через Римана в сознание юного композитора навсегда вошла музыка И. Брамса, в творчестве которого впервые был осуществлен синтез классического и романтического. Не случайно именно ему Регер решился послать свое первое значительное произведение - органную сюиту "Памяти Баха" (1895). Полученный незадолго до смерти Брамса ответ молодой музыкант расценил как благословение, напутствие великого мастера, художественные заветы которого он бережно пронес и через свою жизнь.

Первые музыкальные навыки Регер получил от родителей (отец занимался с ним теорией, игрой на органе, скрипке и виолончели, мать - на фортепиано). Рано раскрывшиеся способности позволили мальчику уже а 13 лет заменять в церкви своего учителя Линднера, под руководством которого он начал сочинять. В 1890-93 гг. Регер шлифует композиторское и исполнительское мастерство под руководством Римана. Тогда же, в Висбадене, он начинает и свою педагогическую деятельность, продолжавшуюся всю жизнь,в Королевской академии музыки в Мюнхене (1905-06), в Лейпцигской консерватории (1907-16). В Лейпциге Регер был также музик-директором университета. Среди его учеников немало крупных музыкантов - И. Хас, О. Шек, Э. Тох и др. Большой вклад внес Регер и в исполнительское искусство, часто выступая как пианист и органист. В 1911 - 14 гг. он руководил придворной симфонической капеллой герцога Мейнингенского, создав из нее прекрасный оркестр, покоривший своим мастерством всю Германию.

Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета. За 3 года он создает множество произведений - ор. 20-59; среди них камерные ансамбли, фортепианные пьесы, вокальная лирика, но особенно выделяются органные сочинения - 7 фантазий на хоральные темы, Фантазия и фуга на тему BACH (1900). К Регеру приходит зрелость, окончательно формируются его мировоззрение, взгляды на искусство Никогда не впадая в догматизм, Регер всю жизнь следовал девизу: "В музыке - никаких компромиссов"! Принципиальность композитора особенно проявилась в Мюнхене, где он подвергся яростным нападкам своих музыкальных противников.

Огромное по количеству (146 опусов) наследие Регера очень многообразно - как по жанрам (в них отсутствуют только сценические), так и по стилевым истокам - от предбаховокой эпохи до Шумана, Вагнера, Брамса. Но у композитора были и свои особые пристрастия. Это камерные ансамбли (70 опусов для самых разных составов) и органная музыка (ок. 200 сочинений). Не случайно именно в этой сфере больше всего ощущается родство Регера с Бахом, его тяготение к полифонии, к старинным инструментальным формам. Характерно признание композитора: "Другие делают фуги, я могу только жить в них". Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И. Хиллера и В. А. Моцарта (1907, 1914), Вариации и фуги для фортепиано на темы И С. Баха, Г. Ф. Телемана, Л. Бетховена (1904, 1914, 1904). Но композитор уделял внимание и романтическим жанрам (оркестровые Четыре поэмы по А. Беклину - 1913, Романтическая сюита по И. Эйхендорфу - 1912; циклы фортепианных и вокальных миниатюр). Выдающиеся образцы он оставил и в хоровых жанрах - от хоров a cappella до кантат и грандиозного "100-го псалма" - 1909.

В конце жизни Регер стал знаменит, в 1910 г. в Дортмунде был организован фестиваль его музыки. Одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. и где его приветствовало молодое поколение русских музыкантов во главе с Н. Мясковским и С. Прокофьевым.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "РЕГЕР Макс" в других словарях:

  • Регер Макс — (Reger) (1873 1916), немецкий композитор, органист, музыкальный теоретик. Один из крупнейших органных композиторов XIX XX вв. Использовал старинные полифонические жанры и формы. 2 реквиема, 4 кантаты, симфонии, камерно инструментальные… …   Энциклопедический словарь

  • Регер, Макс — Макс Регер Макс Регер (с почтово …   Википедия

  • Регер, Макс — РЕГЕР (Reger) Макс (1873 1916), немецкий композитор, органист. В камерных, оркестровых, фортепьянных произведениях черты позднего романтизма, в органных, хоровых черты неоклассицизма (использовал старинные полифонические жанры и формы).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Регер Макс Иоганн Баптист Иозеф — Регер (Reger) Макс Иоганн Баптист Иозеф (19.3.1873, Бранд, Верхний Пфальц, ‒ 11.5.1916, Лейпциг), немецкий композитор, органист, пианист и дирижёр. Занимался композицией у Х. Римана (1890‒93). Преподавал композицию в Мюнхене, Лейпциге, руководил… …   Большая советская энциклопедия

  • Регер — Регер, Макс Макс Регер (с почтовой карточки 1910 года) Иоганн Баптист Иозеф Максимилиан Регер (нем. Johann Baptist Joseph Maximilian Reger 19 марта 1873  11 мая 1916)  немецкий …   Википедия

  • Макс Регер — (с почтовой карточки 1910 года) Иоганн Баптист Иосиф Максимилиан Регер (нем. Johann Baptist Joseph Maximilian Reger 19 марта 1873  11 мая 1916)  немецкий композитор, дирижер, пианист, органист и педагог.[1] Биог …   Википедия

  • РЕГЕР (Reger) Макс — (1873 1916) немецкий композитор, органист, музыкальный теоретик. Один из крупнейших органных композиторов на рубеже 19 и 20 вв. Использовал старинные полифонические жанры и формы. Кантаты, симфонические, камерно инструментальные и органные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕГЕР — (Reger) Макс (1873 1916), немецкий композитор, органист. В камерных, оркестровых, фортепьянных произведениях черты позднего романтизма, в органных, хоровых черты неоклассицизма (использовал старинные полифонические жанры и формы) …   Современная энциклопедия

  • Регер М. —         (Reger) Макс Иоганн Баптист Йозеф (19 III 1873, Бранд, Верхний Пфальц 11 V 1916, Лейпциг) нем. композитор, органист, пианист и дирижёр. Первоначально обучался музыке у родителей (мать учила игре на фп., отец на скрипке, органе,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Регер — (Reger)         Макс Иоганн Баптист Иозеф (19.3.1873, Бранд, Верхний Пфальц, 11.5.1916, Лейпциг), немецкий композитор, органист, пианист и дирижёр. Занимался композицией у Х. Римана (1890 93). Преподавал композицию в Мюнхене, Лейпциге, руководил… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»