ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
( 23 IV 1891, с. Сонцовка, ныне Донецкая обл. - 5 III 1953, Москва)

Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...

Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.

С. Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано). На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам - Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения - оперы "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927); балеты "Стальной скок" (1925, навеян революционными событиями в России), "Блудный сын", (1928), "На Днепре" (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. "Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве", - писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет "Ромео и Джульетта" по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", по Р. Шеридану - 1940); кантаты "Александр Невский" (1939) и "Здравица" (1939); симфоническую сказку на собственный текст "Петя и волк" с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес "Детская музыка" (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку "Золушка". Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею "Война и мир" по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом "Иван Грозный" (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел "воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту".

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы Война и мир (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против "антинародного формалистического" направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения "упрощенческой концепции - увертюра Встреча Волги с Доном" (1951), оратория "На страже мира" (1950), сюита "Зимний Костер" (1950), некоторые страницы балета "Сказ о каменном цветке" (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами "великого вождя народов".

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как "варварство (Наваждение" и Токката для фортепиано, "Сарказмы"; симфоническая "Скифская сюита" по балету "Ала и Лоллий"; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. "Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича", - отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности - он застенчив, нежен, деликатен ("Мимолетности, Сказки старой бабушки" для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера "Любовь к трем апельсинам" по сказке К. Гоцци ("бокал шампанского", по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций "Огненного ангела" (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); "кубистический" урбанизм "Стального скока"; лирическая интроспекция "Мыслей" (1934) и "Вещей в себе" (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: "Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства".

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. "Русская увертюра, Симфоническая песнь, Ода на окончание войны", 2 "Пушкинских вальса"); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки - в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич" в других словарях:

  • ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич — СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ (1891 1953), великий русский композитор 20 в., замечательный пианист и дирижер. Родился 23 апреля 1891 в Сонцовке Екатеринославской губернии. В шесть лет сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором… …   Энциклопедия Кольера

  • Прокофьев Сергей Сергеевич — [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под… …   Большая советская энциклопедия

  • Прокофьев Сергей Сергеевич — (1891—1953), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Окончил консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова (1909) и по классу фортепиано у А. Н. Есиповой (1914), занимался также у Н. А. Римского Корсакова… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Прокофьев Сергей Сергеевич —       (1891 1953), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Окончил консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова (1909) и по классу фортепиано у А. Н. Есиповой (1914), занимался также у Н. А. Римского Корсакова… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич — (23.04.1891 05.03.1953, Москва), композитор. Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1946 дважды в том числе за участие в фильме «Иван Грозный»; 1947, 1951); Народный артист РСФСР (1947). Окончил Петербургскую консерваторию (1909, класс… …   Энциклопедия кино

  • Прокофьев, Сергей Сергеевич — Запрос «Прокофьев, Сергей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сергей Прокофьев …   Википедия

  • Прокофьев Сергей Сергеевич — (1891 1953), композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Ученик Р. М. Глиэра, Н. А. Римского Корсакова, А. К. Лядова. В 1918 33 жил за рубежом. В дерзко новаторских фортепьянных сочинениях 1908 14 («Наваждение», токката, 1… …   Энциклопедический словарь

  • Прокофьев, Сергей Сергеевич — род. 23 апр. 1891 в имении Сонцовка Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Донецкой обл.), ум. 5 марта 1953 в Москве. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1947). В детстве занимался игрой на ф п. под рук. матери. Брал уроки композиции у Ю. Померанцева… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Прокофьев Сергей Сергеевич — Сергей Сергеевич Прокофьев Прокофьев в 1918 году Полное имя Сергей Сергеевич Прокофьев Дата рождения 11 (23) апреля 1891 Место рождения имение Сонцовка, Бахмутский уезд …   Википедия

  • Прокофьев Сергей Сергеевич — (1891, имение Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии — 1953, Москва), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома; музыкой занимался с матерью. Посещения Москвы в ранние годы (1899,… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»