ПЕТРОВ Андрей Павлович


ПЕТРОВ Андрей Павлович
( р. 2IX 1930, Ленинград)

А. Петров принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова. С тех пор ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Личность Петрова - композитора и человека определяет его отзывчивость, внимание к творчеству своих собратьев по ремеслу и их повседневным нуждам. Вместе с тем Петров в силу своей природной общительности свободно ощущает себя в любой аудитории, в т. ч. и непрофессиональной, с которой он легко находит общий язык. И такая контактность проистекает из коренного свойства его художественного дарования - он один из немногих мастеров, которые сочетают работу в серьезном музыкальном театре и в концертно-филармонических жанрах с успешным трудом на ниве жанров массовых, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни "А я иду, шагаю по Москве, Голубые города" и многие другие сочиненные им мелодии. Петров как композитор принял участие в создании таких замечательных кинофильмов, как "Берегись автомобиля, Старая, старая сказка, Внимание, черепаха!, Укрощение огня, Белый Бим Черное ухо, Служебный роман. Осенний марафон, Гараж, Вокзал для двоих" и др. Упорная и настойчивая работа в кинематографе способствовала освоению интонационного строя современности, песенных стилей, бытующих среди молодежи. И это по-своему отразилось на работе Петрова в других жанрах, где ощутимо дыхание живой, "общительной" интонации.

Основной сферой приложения творческих сил Петрова стал музыкальный театр. Уже его первый балет "Берег надежды" (либр. Ю. Слонимского, 1959) привлек внимание советской музыкальной общественности. Но особенную популярность завоевал балет "Сотворение мира" (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василёв и Н. Касаткина надолго стали основными сотрудниками композитора в ряде его работ для музыкального театра, например, в музыке к спектаклю "Мы хотим танцевать" ("В ритме сердца") с текстом В. Константинова и Б. Рацера (1967).

Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия, включающая 3 сценических сочинения, связанные с ключевыми, поворотными событиями русской истории. Опера "Петр Первый" (1975) принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Не случайно ее основу составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение - фрески "Петр Первый" для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и старых народных песен (1972).

В отличие от своего предшественника М. Мусоргского, обратившегося к событиям той же эпохи в опере "Хованщина", советского композитора привлекла грандиозная и противоречивая фигура преобразователя России - подчеркнуто величие дела создателя новой российской государственности и в то же время обнажены те варварские методы, какими он добивался своих целей.

Второе звено трилогии представляет вокально-хореографическая симфония "Пушкин" для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра (1979). В этом синтетическом произведении ведущую роль играет хореографический компонент - основное действие представлено артистами балета, а декламируемый текст и вокальные звучания разъясняют, комментируют происходящее. Тот же прием отражения эпохи через восприятие выдающегося художника использован и в опере-феерии "Маяковский начинается" (1983). Становление поэта революции также раскрыто в сопоставлении сцен, где он предстает в союзе с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с противниками, в диалогах-поединках с литературными героями. "Маяковский начинается" Петрова отражает современные искания нового синтеза искусств на театральных подмостках.

Петров проявил себя также в различных жанрах концертно-филармонической музыки. Среди его произведений симфонические поэмы (наиболее значительна Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, - 1966), Концерт для скрипки с оркестром (1980), камерные вокальные и хоровые произведения.

Среди сочинений 80-х гг. наиболее примечальна "Фантастическая симфония" (1985), навеянная образами романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". В этом произведении сконцентрировались характерные черты творческого дарования Петрова - театрально-пластическая природа его музыки, тот дух живого лицедейства, которое стимулирует деятельность слушательского воображения. Композитор верен стремлению связать несоединимое, сочетать с виду несогласуемое, достигнуть синтеза музыкального и внемузыкального начал.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ПЕТРОВ Андрей Павлович" в других словарях:

  • Петров, Андрей Павлович — Андрей Павлович Петров Основная информация Дата рождения 2 сентября 1930(1930 09 02) М …   Википедия

  • Петров Андрей Павлович — Композитор Дата рождения: 2 сентября 1930 Место рождения: Ленинград …   Википедия

  • Петров, Андрей Павлович — род. 2 сент. 1930 в Ленинграде. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1954 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции О. А. Евлахова. В 1954 1958 редактор Ленингр. отд. изд ва "Музыка". С 1964 пред. правления Ленингр. организации Союза… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ПЕТРОВ Андрей Павлович — (р. 1930) российский композитор, народный артист СССР (1980). В творчестве тяготеет к музыкальному театру (триптих: опера Петр I 1974; вокально хореографическая симфония Пушкин , 1979; опера феерия Маяковский начинается , 1983), и к песне ( Я… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРОВ Андрей Павлович — (р. 02.09.1930, Ленинград), композитор. Лауреат Государственной премии СССР (1967, 1976);Народный артист СССР (1980);Приз за вклад в киноискусство на V КФ «Виват кино России!» (Санкт Петербург, 1997);Лауреат Премии Президента РФ в области… …   Энциклопедия кино

  • Петров, Андрей Павлович — ПЕТРОВ Андрей Павлович (родился в 1930), российский композитор. В творчестве тяготеет к музыкальному театру (триптих: опера “Петр I”, 1974; вокально хореографическая симфония “Пушкин”, 1979; опера феерия “Маяковский начинается”, 1983) и к песне… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Петров Андрей Павлович — (р. 1930), композитор, народный артист СССР (1980). В творчестве тяготеет к музыкальному театру (триптих: опера «Пётр I», 1974; вокально хореографическая симфония «Пушкин. Размышление о поэте», 1979; опера феерия «Маяковский начинается», 1983) и… …   Энциклопедический словарь

  • ПЕТРОВ Андрей Павлович — (р. 2.9.1930), советский композитор. Народный артист СССР (1980). Член КПСС с 1957. В 1954 окончил Ленинградскую консерваторию. В кино с 1955. Музыка Петрова отличается мелодичностью, изяществом, глубиной, способствует созданию поэтической… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Петров Андрей Павлович, композитор — ПЕТРОВ Андрей Павлович Композитор. Председатель региональной общественной организации "Союз композиторов Санкт Петербурга". Народный артист СССР. Биография Родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. В 1954 году окончил Ленинградскую… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Петров Андрей — Андрей Петров: Петров, Андрей Алексеевич (1919 1990) советский актёр. Петров, Андрей Николаевич (1837 1900) русский военный историк. Петров, Андрей Павлович (1930 2006) советский и российский композитор …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.