ПАЛЕСТРИНА

ПАЛЕСТРИНА
(Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)) (ок. 1525, Палестрина, близ Рима - 2 II 1594, Рим) Выдающийся итальянский композитор XVI в., непревзойденный мастер хоровой полифонии Дж. Палестрина наряду с О. Лассо является одной из самых крупных фигур в музыке позднего Возрождения. В его творчестве, чрезвычайно обширном как по объему, так и по богатству жанров, достигло своего высшего совершенства искусство хоровой полифонии, развивавшееся в течение нескольких столетий (главным образом композиторами так называемой франко-фламандской школы). В музыке Палестрины достигнут высший синтез технического мастерства и требований музыкальной выразительности. Сложнейшие переплетения голосов полифонической ткани складываются тем не менее в гармонически ясную и стройную картину: искусное владение полифонией делает ее подчас незаметной для уха. Со смертью Палестрины ушла в прошлое целая эпоха в развитии западноевропейской музыки: наступивший XVII в. принес и новые жанры, и новое мировоззрение.

Жизнь Палестрины прошла в спокойном и сосредоточенном служении своему искусству, она по-своему соответствовала его художественным идеалам уравновешенности и гармонии. Родился Палестрина в пригороде Рима под названием Палестрина (в древности это место называлось Пренеста). От этого географического названия и происходит имя композитора.

Практически всю свою жизнь Палестрина прожил в Риме. Его творчество тесно связано с музыкальными и литургическими традициями трех крупнейших римских соборов: Санта Мария делла Маджоре, Св. Иоанна Латеранского, Св. Петра. С детских лет Палестрина пел в церковном хоре. В 1544 г., будучи еще очень молодым человеком, он стал органистом и преподавателем в соборе своего родного города и прослужил там вплоть до 1551 г. Документальные свидетельства творческой деятельности Палестрины в этот период отсутствуют, но, по-видимому, уже в это время он начал осваивать традиции жанра мессы и мотета, которые впоследствии займут основное место в его творчестве. Вероятно, некоторые из его месс, позднее увидевшие свет, были написаны уже в этот период. В 154250 гг. епископом города Палестрины был кардинал Джованни Мария дель Монте, впоследствии избранный римским папой. Это был первый могущественный покровитель Палестрины, и именно благодаря ему молодой музыкант стал часто появляться в Риме. В 1554 г. Палестрина опубликовал первую книгу месс, посвященную своему покровителю.

1 сентября 1551 г. Палестрина был назначен руководителем капеллы Джулия в Риме. Эта капелла была музыкальным учреждением собора Св. Петра. Благодаря усилиям папы Юлия II она была в свое время реорганизована и превратилась в важный центр обучения итальянских музыкантов, в отличие от Сикстинской капеллы, где преобладали иностранцы. Вскоре Палестрина переходит на службу в Сикстинскую капеллу - официальную музыкальную капеллу римского папы. После смерти папы Юлия II новым папой избрали Марцелла II. Именно с этим лицом связано одно из самых знаменитых сочинений Палестрины, так называемая "Месса папы Марчелло", опубликованная в 1567 г. Согласно преданию, папа в 1555 г. собрал своих певчих на Великую пятницу и сообщил им требование сделать музыку для страстной недели более подобающей этому событию, а слова - более отчетливыми и ясно слышимыми.

В сентябре 1555 г. усиление строгих порядков в капелле привело к увольнению Палестрины и еще двух певчих: Палестрина был к тому времени женат, а обет безбрачия входил в устав капеллы. В 1555-60 гг. Палестрина руководит капеллой церкви Св. Иоанна Латеранского. В 1560-х гг. он возвратился в собор Санта Мария делла Маджоре, где он когда-то учился. К этому времени слава Палестрины распространилась уже за пределы Италии. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1568 г. ему было сделано предложение от лица императора Максимилиана II переехать в Вену в качестве императорского капельмейстера. В эти годы творчество Палестрины достигает наивысшего расцвета: в 1567 г. выходит вторая книга его месс, в 1570 г. - третья. Публикуются также его четырехголосные и пятиголосные мотеты. В последние годы жизни Палестрина возвратился на пост руководителя капеллы Джулия при соборе Св. Петра. Ему пришлось пережить много личных невзгод: смерть брата, двух сыновей и жены. В самом конце жизни Палестрина решил возвратиться в свой родной город на место руководителя церковного хора, где он служил много лет назад. С годами привязанность Палестрины к родным местам все более усиливалась: в течение десятилетий он не покидал Рима.

Легенды о Палестрине начали складываться уже при его жизни и продолжали развиваться после его смерти. Судьба его творческого наследия оказалась счастливой - оно практически не знало забвения. Музыка Палестрины полностью сосредоточена в области духовных жанров: он автор свыше 100 месс, более 375 мотетов. 68 офферториев, 65 гимнов, литаний, ламентаций и т. п. Однако он отдал дань и жанру мадригала, чрезвычайно популярному в Италии в эпоху позднего Возрождения. Творчество Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства: в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПАЛЕСТРИНА" в других словарях:

  • ПАЛЕСТРИНА — (Palestrina) Джованни Пьерлуиджи да (1525 или 1526 94), итальянский композитор. Светским духом эпохи Возрождения пронизаны его мессы (свыше 100), мотеты (цикл Песнь песней ). Мадригалы Палестрина вершина полифонии так называемого строгого стиля,… …   Современная энциклопедия

  • Палестрина — (Giovanni Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) одиниз величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя егоДжованни Пьерлуиджи, род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получилсвое прозвище. Ум. в Риме в 1594 г. и похоронен в церкви св …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Палестрина Д. — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Giovanni Pierluigi da Palestrina Портрет Палестрины Дата рождения 1514 Место рождения Палестрина Дата смерти …   Википедия

  • Палестрина Д. П. — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Giovanni Pierluigi da Palestrina Портрет Палестрины Дата рождения 1514 Место рождения Палестрина Дата смерти …   Википедия

  • Палестрина — Коммуна Палестрина Palestrina Страна ИталияИталия …   Википедия

  • Палестрина Д. П. —         Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (ок. 1525, Палестрина, близ Рима 2 II 1594, Рим) итал. композитор, глава римской полифонич. школы. В 1537 42 пел в хоре мальчиков в церкви Санта Мария Маджоре, где получил образование в духе… …   Музыкальная энциклопедия

  • Палестрина — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (около 1525  1594), итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Его мессы (свыше 100), мотеты, мадригалы и др.  вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения… …   Энциклопедический словарь

  • Палестрина —         Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (около 1525, Палестрина, близ Рима, 2.2.1594, Рим), итальянский композитор, глава римской полифонической школы. В 1544 51 органист и капельмейстер главной церкви г. Палестрины. С 1551 работал …   Большая советская энциклопедия

  • Палестрина Д. П. — ПАЛЕСТРИ́НА, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (ок. 1525–94), итал. композитор, глава рим. полифонич. школы 16 в. Его мессы (св. 100, в т.ч. Месса папы Марчелло , 1555), мотеты (св. 370), магнификаты, мадригалы и др. –… …   Биографический словарь

  • Палестрина (муниципалитет) — Коммуна Палестрина Palestrina Страна ИталияИталия …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»