ОНЕГГЕР Артюр

ОНЕГГЕР Артюр
( 10 III 1892, Гавр - 27 XI 1955, Париж)

Онеггер - большой мастер, один из немногих современных композиторов, которым свойственно чувство величественного.

Э. Журдан-Моранж

Выдающийся французский композитор А. Онеггер - один из наиболее прогрессивных художников современности. Вся жизнь этого разностороннего музыканта и мыслителя была служением любимому искусству. Ему он отдавал свои разносторонние способности и силы на протяжении почти 40 лет. Начало творческого пути композитора относится к годам первой мировой войны, последние произведения написаны в 1952-53 гг. Перу Онеггера принадлежит свыше 150 сочинений, а также множество критических статей по различным животрепещущим вопросам современного музыкального искусства. Уроженец Гавра, Онеггер значительную часть юности провел в Швейцарии, на родине своих родителей. Музыкой занимался с детства, но не систематически, то в Цюрихе, то в Гавре. Всерьез он начал учиться композиции в 18 лет в Парижской консерватории у А. Жедальжа (учителя М. Равеля). Здесь же будущий композитор знакомится с Д. Мийо, который, по словам Онеггера, оказал на него очень большое влияние, способствовал формированию его вкусов и интереса к современной музыке.

Творческий путь композитора был сложным. В начале 20-х гг. он вошел в творческую группу музыкантов, которую критики назвали "Французской шестеркой" (по числу ее участников). Пребывание Онеггера в этом содружестве дало существенный толчок к проявлению в его творчестве идейных и художественных противоречий. Заметную дань конструктивизму он отдал в своей оркестровой пьесе "Пасифик 231" (1923). Ее первое исполнение сопровождалось сенсационным успехом, и произведение получило шумную известность у любителей всякого рода новинок. "Первоначально я назвал пьесу Симфоническое движение", - пишет Онеггер. - "Но... закончив партитуру, я озаглавил ее "Пасифик 231". Такова марка паровозов, которые должны вести за собой тяжеловесные составы"... Увлечение Онеггера урбанизмом и конструктивизмом сказывается и в других сочинениях этого времени: в симфонической картине "Регби" и в "Симфоническом движении № 3".

Однако, несмотря на творческие связи с "Шестеркой", композитора всегда отличала самостоятельность художественного мышления, что и определило в итоге основную линию развития его творчества. Уже в середине 20-х гг. Онеггер начал создавать свои лучшие произведения, глубоко человечные и демократичные. Этапным сочинением стала оратория "Царь Давид". Она открыла длинную цепь его монументальных вокально-оркестровых фресок "Зовы мира, Юдифь, Антигона, Жанна д\'Арк на костре, Пляска мертвых". В этих произведениях Онеггер самостоятельно и индивидуально преломляет различные тенденции искусства своего времени, стремится к воплощению высоких этических идеалов, представляющих вечную общечеловеческую ценность. Отсюда и обращение к античной, библейской и средневековой тематике.

Лучшие произведения Онеггера обошли крупнейшие эстрады мира, покоряя слушателей эмоциональной яркостью и свежестью музыкального языка. Композитор сам активно выступал как дирижер своих произведений в ряде стран Европы и Америки. В 1928 г. он посетил Ленинград. Здесь установились дружеские и творческие отношения Онеггера с советскими музыкантами и особенно с Д. Шостаковичем.

В своем творчестве Онеггер искал не только новые сюжеты и жанры, но и нового слушателя. "Музыка должна переменить публику и обратиться к массам", - утверждал композитор. - "Но для этого ей нужно изменить свой характер, стать простой, несложной и в крупных жанрах. Людям безразличны композиторская техника и поиски. Именно такую музыку я пробовал дать в "Жанне на костре". Я старался быть доступным для рядового слушателя и интересным для музыканта". Демократические устремления композитора нашли выражение и в его работе в музыкально-прикладных жанрах. Он много пишет для кино, радио, драматического театра. Став в 1935 г. членом Народной музыкальной федерации Франции, Онеггер совместно с другими прогрессивно настроенными музыкантами вошел в ряды антифашистского Народного фронта. В эти годы он писал массовые песни, делал обработки народных песен, участвовал в музыкальном оформлении представлений в стиле массовых празднеств Великой французской революции. Достойным продолжением деятельности Онеггера явилось его творчество в трагические годы фашистской оккупации Франции. Участник движения Сопротивления, он создал тогда ряд произведений глубоко патриотического содержания. Это Вторая симфония, "Песни освобождения" и музыка к радиопостановке "Биения мира". Наряду с вокально-ораториальным творчеством к высшим достижениям композитора принадлежат и его 5 симфоний. Последние из них написаны под непосредственным впечатлением трагических событий войны. Повествующие о жгучих проблемах современности, они стали значительным вкладом в развитие симфонического жанра XX в.

Свое творческое кредо Онеггер раскрыл не только в музыкальном творчестве, но и в литературных трудах: его перу принадлежат 3 музыкально-публицистические книги. При большом разнообразии тем в критическом наследии композитора центральное место занимают проблемы современной музыки, ее общественного значения. В последние годы жизни композитор получил всемирное признание, был почетным доктором Цюрихского университета, возглавлял ряд авторитетных международных музыкальных организаций.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ОНЕГГЕР Артюр" в других словарях:

  • Онеггер, Артюр — Артюр Онеггер. ОНЕГГЕР (Honegger) Артюр (1892 1955), французский композитор. По происхождению швейцарец. Участник “Шестёрки”. Синтезируя элементы различных искусств, создал новые смешанные сценические жанры: драматические оратории мистерии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Онеггер Артюр — (Honegger) (1892 1955), французский композитор. По происхождению швейцарец. Ученик Ш. М. Видора, В. д’Энди. Участник «Шестёрки», один из организаторов Международного музыкального совета. Развивал синтетический жанр драматической оратории: «Царь… …   Энциклопедический словарь

  • Онеггер, Артюр — Артюр Онеггер Arthur Honegger …   Википедия

  • Онеггер Артюр — Артюр Онеггер Arthur Honegger Дата рождения 10 марта 1892 Место рождения Гавр Дата смерти 27 ноября 1955 …   Википедия

  • Онеггер Артюр — Онеггер (Honegger) Артюр (10.3.1892, Гавр, ≈ 27.11.1955, Париж), французский композитор и музыкальный деятель. По происхождению швейцарец. Член института Франции (1953). Ученик А. Жедальжа, Ш. М. Видора и В. д Энди. В начале 20 х гг. член… …   Большая советская энциклопедия

  • ОНЕГГЕР Артюр — (Honegger, Arthur) (1892 1955), французский композитор швейцарского происхождения. Родился 10 марта 1892 в Гавре (Франция). Родители Онеггера были швейцарцами, и первоначальное музыкальное образование он получил в Цюрихской консерватории (1909… …   Энциклопедия Кольера

  • ОНЕГГЕР Артюр — (Honegger) (10.3.1892—27.11.1955), французский композитор. Принадлежал к группе передовых французских музыкантов «Шестёрка», занимавшейся поисками новых принципов композиции. Написал музыку к 35 фильмам, в том числе: «Колесо»,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Онеггер — Онеггер, Артюр Артюр Онеггер Arthur Honegger Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Онеггер, Артур — Артюр Онеггер Arthur Honegger Дата рождения 10 марта 1892 Место рождения Гавр Дата смерти 27 ноября 1955 …   Википедия

  • ОНЕГГЕР (Honegger) Артюр — (1892 1955) французский композитор. По происхождению швейцарец. Участник Шестерки , один из организаторов Международного музыкального совета. Развивал синтетический жанр оперы оратории: Царь Давид (1921, 3 я ред. 1937), Жанна д Арк на костре… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»