- МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович
-
( р. 6 X 1913, Гори)
Мачавариани - композитор удивительно национальный. Одновременно с этим он обладает острым ощущением современности. ...Мачавариани обладает способностью достигать органического сплава опыта национальной и инонациональной музыки.
К. Караев
А. Мачавариани - один из крупнейших композиторов Грузии, С именем этого художника неразрывно связано развитие музыкального искусства республики. В его творчестве соединились благородство и величавая красота народного многоголосия, старинных грузинских песнопений и острота, импульсивность современных средств музыкальной выразительности.
Мачавариани родился в Гори. Здесь находилась знаменитая Горийская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в развитии образования в Закавказье (в ней учились композиторы У. Гаджибеков, М. Магомаев). С детства Мачавариани окружала народная музыка и сказочная по красоте природа. В доме отца будущего композитора, руководившего любительским хором, собиралась интеллигенция Гори, звучали народные песни.
В 1936 г. Мачавариани оканчивает Тбилисскую государственную консерваторию по классу П. Рязанова, в 1940 г. - аспирантуру под руководством этого незаурядного педагога. В 1939 г. появляются первые симфонические сочинения Мачавариани - поэма "Дуб и мошкара" и поэма с хором "Горийские картинки".
Несколько лет спустя композитор пишет фортепианный концерт (1944), о котором Д. Шостакович сказал: "Автор его - молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк". Откликом на события Великой Отечественной войны стала опера Мать и сын (1945, по одноим. поэме И. Чавчавадзе). Позже композитор напишет балладу-поэму "Арсен" для солистов и хора a cappella (1946), Первую симфонию (1947) и поэму для оркестра с хором "На смерть героя" (1948).
В 1950 г. Мачавариани создает лирико-романтический Скрипичный концерт, с тех пор прочно вошедший в репертуар советских и зарубежных исполнителей. Величавая оратория "День моей родины" (1952) воспевает мирный труд, красоту родной земли. Этот цикл музыкальных картин, пронизанных элементами жанрового симфонизма, основан на народно-песенном материале, претворенном в романтическом духе. Образно-эмоциональным камертоном, своего рода эпиграфом оратории служит лирико-пейзажная 1 часть, носящая название "Утро моей Родины".
Тема красоты природы воплощена и в камерно-инструментальных сочинениях Мачавариани: в пьесе "Хоруми" (1949) и в балладе "Базалетское озеро" (1951) для фортепиано, в скрипичных миниатюрах "Долури, Лазури" (1962). "Одним из самых примечательных сочинений грузинской музыки" назвал К. Караев Пять монологов для баритона с оркестром на ст. В. Пшавела (1968).
Особое место в творчестве Мачавариани занимает балет "Отелло" (1957), поставленный В. Чабукиани на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета в том же году. А. Хачатурян писал, что в "Отелло" Мачавариани "раскрывается во всеоружии как композитор, мыслитель, гражданин". Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются. Воплощая образы произведения В. Шекспира, Мачавариани говорит на национальном музыкальном языке и в то же время выходит за пределы этнографической принадлежности. Образ Отелло в балете несколько отличается от литературного первоисточника. Мачавариани максимально сблизил его с образом Дездемоны - символом прекрасного, идеалом женственности, воплощая характеры главных героев в лирико-экспрессивной манере. К Шекспиру композитор обращается и в опере "Гамлет" (1974). "Можно лишь позавидовать такой смелости в отношении к произведениям мировой классики", - писал К. Караев.
Выдающимся событием в музыкальной культуре республики стал балет "Витязь в тигровой шкуре" (1974) по поэме Ш. Руставели. "Работая над ним, я испытал особое волнение", - говорит А. Мачавариани. - "Поэма великого Руставели - дорогой вклад в духовной сокровищнице грузинского народа, "наш зов и знамя", если говорить словами поэта". Используя современные средства музыкальной выразительности (серийная техника, полигармонические сочетания, сложные ладовые образования), Мачавариани оригинально сочетает приемы полифонического развития с грузинским народным многоголосием.
В 80-е гг. композитор активно работает. Он пишет Третью, Четвертую ("Юношескую"), Пятую и Шестую симфонии, балет "Укрощение строптивой", который вместе с балетом "Отелло" и оперой "Гамлет" составил шекспировский триптих. В ближайших планах - Седьмая симфония, балет "Пиросмани".
"Подлинный художник всегда в "пути". ...Творчество - и труд, и радость, ни с чем не сравнимое счастье художника. Этим счастьем обладает и замечательный советский композитор - Алексей Давидович Мачавариани" (К. Караев).
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.