МАССНЕ Жюль

МАССНЕ Жюль
( 12 V 1842, Монто, близ г. Сент-Этьена, деп. Луара - 13 VIII 1912, Париж)

Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в "Вертере", чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.

К. Дебюсси

Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую.

П. Чайковский

Дебюсси удивил меня, защищая это кондитерское изделие (Манон Массне. - Е. Р.)

И. Стравинский

Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец - частицу Верди и Пуччини.

Ф. Пуленк

Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Ж. Массне. Главное достоинство его музыки - в мелодиях, которые, по словам композитора А. Брюно, "узнаешь среди тысяч". Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Массне не делятся на замкнутые номера и связывающие их "служебные" эпизоды, как это было у его предшественников - Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализма были актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешая традиции, восходящие к Ж. Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немного напыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этом главная сила и своеобразие лирики Массне, в этом же причина его неудач, когда он обращался к трагедии классического типа ("Сид" по П. Корнелю). Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющий придать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты "большой" оперы. Ему недостаточно театра Opera Comique, он должен царить и в Grand Opera, для чего предпринимает почти мейерберовские усилия. Так, на концерте из музыки разных композиторов Массне, втайне от коллег, добавляет к своей партитуре большой духовой оркестр и, оглушив публику, оказывается героем дня. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль в опере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними, остается все же в рамках эстетики XIX в.

Музыкальная карьера Массне началась с его поступления в консерваторию в десятилетнем возрасте. Вскоре семья переезжает в Шамбери, но Жюль не может обойтись без Парижа и дважды убегает из дома. Успешной оказалась лишь вторая попытка, однако четырнадцатилетний мальчик познал всю неустроенность жизни артистической богемы, описанной в "Сценах"... А. Мюрже (которого он знал лично, так же как и прототипов Шонара и Мюзетты). Преодолев годы бедности, в результате упорного труда Массне добивается Большой Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю поездку в Италию. Из-за границы он возвращается в 1866 г. с двумя франками в кармане и с ученицей по фортепиано, которая тогда же становится его женой. Дальнейшая биография Массне представляет собой непрерывную цепь все возрастающих успехов. В 1867 г. поставлена его первая опера "Двоюродная бабушка", через год у него появляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты. А затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения: оперы "Дон Сезар де Базан" (1872), "Король Лахорский" (1877), ораторию-оперу "Мария Магдалина" (1873), музыку к "Эриниям" Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой "Элегией", мелодия которой появилась еще в 1866 г. в качестве одной из Десяти фортепианных пьес - первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне - оперы "Манон" (1883) и "Вертер" (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. До конца жизни композитор не сбавлял творческой активности: не давая отдыха ни себе, ни слушателям, он пишет оперу за оперой. Мастерство растет, но времена меняются, а стиль его остается неизменным. Творческий дар заметно убывает, особенно в последнее десятилетие, хотя Массне по-прежнему пользуется уважением, почетом и всеми житейскими благами. В эти годы написаны оперы "Таис" (1894) со знаменитым "Размышлением, Жонглер богоматери" (1902) и "Дон-Кихот" (1910, по Ж. Лоррену), созданный специально для Ф. Шаляпина.

Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник К. Сен-Санс, "но это не имеет никакого значения. ...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыки не нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Гриё в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут"?


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "МАССНЕ Жюль" в других словарях:

  • Массне, Жюль — Жюль Массне Jules Massenet …   Википедия

  • Массне Жюль — Жюль Массне Jules Massenet Дата рождения 12 мая 1842 Место рождения Монто, близ Сент Этьена Дата смерти 13 августа 1912 …   Википедия

  • МАССНЕ Жюль — МАССНЕ, ЖЮЛЬ ЭМИЛЬ ФРЕДЕРИК (Massenet, Jules Emile Frederic) ЖЮЛЬ МАССНЕ. (1842 1912), французский композитор, родился 12 мая 1842 в Монто. Был удостоен нескольких наград Парижской консерватории, а также Римской премии; в 1878 1896 был… …   Энциклопедия Кольера

  • Массне Жюль — (Massenet) (1842 1912), французский композитор, мастер лирической оперы (развивал лирико романтическое направление). Оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Сафо» (1897). Профессор Парижской консерватории (1878 1896). Президент… …   Энциклопедический словарь

  • Массне Жюль Эмиль Фредерик — Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ города Сент Этьенн, ‒ 13.8.1912, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую… …   Большая советская энциклопедия

  • Массне\ Жюль — (12.05.1842 1912), французский композитор, мастер лирической оперы (развивал лирико романтическое направление). Оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Сафо» (1897). Профессор Парижской консерватории (1878 96) …   Биографический словарь Франции

  • Массне — Массне, Жюль Жюль Массне Jules Massenet Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Жюль Массне — Jules Massenet Дата рождения 12 мая 1842 Место рождения Монто, близ Сент Этьена Дата смерти 13 августа 1912 …   Википедия

  • МАССНЕ (Massenet) Жюль — (1842 1912) французский композитор, мастер лирической оперы (развивал лирико романтическое направление). Оперы Манон (1884), Вертер (1886), Таис (1894), Сафо (1897). Профессор Парижской консерватории (1878 96) …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАССНЕ — (Massenet) Жюль (1842 1912), французский композитор. Создал яркие образцы лирической оперы: Манон (1884), Вертер (1886), Таис (1894) …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»