ЛИГЕТИ Дьёрдь

ЛИГЕТИ Дьёрдь
( р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния)

Раскрывшийся, как веер, звуковой мир Лигети, прочувствованность его музыки, едва выразимая в слове, космическая сила, высвечивающая на одно-два мгновения страшные трагедии, придает глубокое и напряженное содержание его произведениям даже тогда, когда они, на первый взгляд, далеки от какой-либо событийности.

М. Панди

Д. Лигети - один из самых видных западноевропейских композиторов второй половины XX в. Его творчеству посвящаются фестивали и конгрессы, многочисленные исследования во всем мире. Лигети является обладателем многих почетных званий и наград.

Композитор учился в Будапештской высшей школе музыки (1945-49). С 1956 г. он живет на Западе, преподает в разных странах, с 1973 г. постоянно работает в Гамбургской высшей школе музыки. Лигети начинал свой путь как убежденный бартокианец, владеющий всесторонними знаниями музыкальной классики. Дань Бартоку он воздавал постоянно, а в 1977 г. создал своеобразный музыкальный портрет композитора в пьесе "Монумент" (Три пьесы для двух фортепиано).

В 50-е гг. Лигети работал в Кёльнской электронной студии - свои первые опыты он позже назвал "гимнастикой для пальцев", а сравнительно недавно заявил: "Я никогда не стану работать с компьютером". Лигети явился первым авторитетным критиком некоторых видов композиционной техники, распространенной в 50-х гг. на Западе (сериализм, алеаторика), посвятил исследования музыке А. Веберна, П. Булеза и др. К началу 60-х гг. Лигети выбрал самостоятельный путь, провозгласив возврат к открытой музыкальной выразительности, утверждая ценность звукокрасочности. В "не импрессионистических" оркестровых композициях "Видения" (1958-59), "Атмосферы". (1961), принесших ему мировую известность, Лигети открыл темброкрасочные, пространственные оркестровые решения, основанные на оригинальном понимании полифонической техники, которую композитор назвал "микрополифонией". Генетические корни концепции Лигети - в музыке К. Дебюсси и Р. Вагнера, Б. Бартока и А. Шёнберга. Микрополифонию композитор охарактеризовал так: "скомпонованная и зафиксированная в партитуре полифония, которая не должна слышаться, мы слышим не полифонию, а то, что она порождает... Приведу пример: у айсберга видна лишь очень небольшая его часть, большая часть скрыта под водой. Но то, как выглядит этот айсберг, как он движется, как его омывают различные течения в океане, - все это касается не только видимой, но и невидимой его части. Поэтому я говорю: мои сочинения и способ записи неэкономны, они расточительны. Я обозначаю много деталей, которые сами по себе не слышны. Но сам факт, что эти детали обозначены, существен для общего впечатления"...

Я сейчас подумал об огромном здании, где многие детали невидимы. Однако они играют роль в целом, в создании общего впечатления. Статические композиции Лигети основаны на изменениях плотности звуковой материи, взаимопереходах красочных объемов, плоскостей, пятен и масс, на колебании между звуковыми и шумовыми эффектами: по словам композитора, "первоначальными были представления о широкоразветвленных лабиринтах, заполненных звучаниями и нежными шумами". Постепенные и внезапные наплывы, пространственные трансформации становятся главным фактором организации музыкального (времени - насыщенность или легкость, густота или разреженность, неподвижность или быстрота его течения поставлены в прямую зависимость от перемен в "музыкальных лабиринтах". С звукокрасочностью связаны и другие сочинения Лигети 60-х гг.: отдельные части его Реквиема (1963-65), оркестровое произведение "Lontano" (1967), преломляющее некоторые идеи "романтизма сегодня". В них раскрывается повышенная ассоциативность, граничащая с синестезией, присущая мастеру. Следующий этап в творчестве Лигети знаменовал постепенный переход к динамике. Полоса исканий связана с совершенно беспокойной музыкой в Приключениях и Новых Приключениях (1962-65) - сочинениях для солистов и инструментального ансамбля. Эти опыты в сфере абсурдного театра подготовили выход к крупным традиционным жанрам. Важнейшим достижением этого периода явился Реквием, объединяющий идеи статической и динамической композиции и драматургии. Во второй половине 60-х гг. Лигети начинает работать с "более тонкой и хрупкой полифонией", тяготея к большей простоте и камерности высказывания. К этому периоду относятся "Разветвления" для струнного оркестра или 12 солистов (1968-69), "Мелодии" для оркестра (1971), Камерный концерт (1969-70), двойной Концерт для флейты, гобоя и оркестра (1972). В это время композитор увлечен музыкой Ч. Айвза, под впечатлением от которой написано оркестровое произведение "Полифония Сан-Франциско" (1973-74). Лигети много думает и охотно высказывается по проблемам полистилистики, музыкального коллажа. Коллажная техника оказывается ему достаточно чуждой - сам Лигети предпочитает "рефлексии, а не цитаты, аллюзии, а не цитаты". Итог этого поиска - опера "Великий мертвец" (1978), с успехом поставленная в Стокгольме, Гамбурге, Болонье, Париже, Лондоне.

Произведения 80-х гг. обнаруживают разную направленность: Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982) - своеобразное посвящение И. Брамсу, с романтической темой опосредованно связаны Три фантазии на стихи Ф. Гёльдерлина для шестнадцатиголосного смешанного хора a cappella (1982), верность традициям венгерской музыки отстаивают "Венгерские этюды" на стихи Ш. Вёреша для смешанного шестнадцатиголосного хора a cappella (1982). Новый взгляд на пианизм демонстрируют фортепианные этюды (Первая тетрадь - 1985, этюды № 7 и № 8 - 1988), преломляющие разные идеи - от импрессионистического пианизма до африканской музыки, и фортепианный Концерт (1985-88).

Творческую фантазию Лигети питает музыка многих эпох и традиций. Неизбежно возникающие ассоциации, сближение далеких идей и представлений - основа его композиций, сочетающих иллюзорность и чувственную конкретность.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЛИГЕТИ Дьёрдь" в других словарях:

  • Лигети, Дьёрдь — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лигети. Дьёрдь Шандор Лигети (венг. György [ɟørɟ] (i)) Sándor Ligeti, 1923, Дичёсентмартон, Румыния  2006, Вена, Австрия)  венгерский композитор авангардист, педагог. Широкой… …   Википедия

  • Лигети, Дьёрдь — Лигети, Дьердь ЛИГЕТИ (Ligeti) Дьердь (родился в 1923), венгерский композитор. С 1956 в Австрии. Представитель авангардизма, в сочинениях 1980 х гг. близок неоромантизму. Сценические произведения в духе театра абсурда. Оперы “Великий мертвец”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лигети Дьёрдь — (Ligeti) (р. 1923), венгерский композитор. С 1956 (с перерывом) в Австрии. В конце 1950 х гг. разработал технику статической сонорики. В сочинениях 1980 х гг. близок неоромантизму. Сценические произведения в духе театра абсурда. Опера «Великий… …   Энциклопедический словарь

  • Лигети Дьёрдь — …   Википедия

  • Лигети — (венг. Ligeti)  венгерская фамилия. Известные носители: Лигети, Дьёрдь (венг. György Ligeti)  композитор авангардист. Лигети, Карой (венг. Károly Ligeti) (1890 1919)  венгерский революционер интернационалист, расстрелянный… …   Википедия

  • Лигети Д. —         (Ligeti) Дьёрдь (р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) венг. композитор и музыковед. Учился в консерватории в Клуже, затем у Ф. Фаркаша и Ш. Верешша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште …   Музыкальная энциклопедия

  • Лигети Д. — ЛИ́ГЕТИ (Ligeti) Дьёрдь (р. 1923), венг. композитор. С 1956 (с перерывами) в Австрии. В кон. 1950 х гг. разработал технику статической сонорной композиции. В соч. 1980 х гг. близок неоромантизму. Сценич. вок. произв. в духе театра абсурда . Оп.… …   Биографический словарь

  • Дьёрдь Лигети — Дьёрдь Шандор Лигети (венг. György Sándor Ligeti, 1923, Румыния  2006, Австрия)  австрийский композитор авангардист, изобретатель микрополифонии, педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика …   Википедия

  • Дьердь Лигети — Дьёрдь Шандор Лигети (венг. György Sándor Ligeti, 1923, Румыния  2006, Австрия)  австрийский композитор авангардист, изобретатель микрополифонии, педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика …   Википедия

  • Дьордь Лигети — Дьёрдь Шандор Лигети (венг. György Sándor Ligeti, 1923, Румыния  2006, Австрия)  австрийский композитор авангардист, изобретатель микрополифонии, педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»