- КАПП Эуген Артурович
-
( р. 26 V 1908, Астрахань)
"Музыка - моя жизнь"... В этих словах предельно сжато выражено творческое кредо Э. Каппа. Размышляя о назначении и сути музыкального искусства, он подчеркивал; что "музыка позволяет выразить все величие идеалов нашей эпохи, все богатство действительности. Музыка - прекрасное средство нравственного воспитания людей". Капп работал в самых различных жанрах. Среди основных его сочинений 6 опер, 2 балета, оперетта, 23 произведения для симфонического оркестра, 7 кантат и ораторий, около 300 песен. Центральное место в его творчестве занимает музыкальный театр.
Семье Каппов-музыкантов более ста лет принадлежит ведущее место в музыкальной жизни Эстонии. Дед Эугена-Иссеп Капп был органистом и дирижером. Отец - Артур Капп, окончив Петербургскую консерваторию по классу органа у профессора Л. Гомилиуса и по композиции у Н. Римского-Корсакова, переехал в Астрахань, где возглавил местное отделение Русского музыкального общества. Одновременно он работал директором музыкального училища. Там, в Астрахани, и родился Эуген Капп. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано. Обучаясь игре на фортепиано, он делает первые попытки сочинять музыку. Музыкальная атмосфера, царившая в доме, встречи Эугена с приезжавшими на гастроли А. Скрябиным, Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой, постоянные посещения оперных спектаклей и концертов - все это способствовало формированию будущего композитора.
В 1920 г. А. Капп был приглашен в качестве дирижера оперного театра "Эстония" (несколько позднее - профессором консерватории), и семья переезжает в Таллинн. Часами просиживал Эуген в оркестре, рядом с дирижерским пультом отца, пристально следя за всем, что происходило вокруг. В 1922 г. Э. Капп поступает в Таллиннскую консерваторию в класс фортепиано профессора П. Рамуля, затем Т. Лембн. Но юношу все больше влечет к себе композиция. В 17 лет он написал свое первое крупное сочинение - Десять вариаций для фортепиано на заданную отцом тему. С 1926 г. Эуген - студент Таллиннской консерватории по классу композиции своего отца. В качестве дипломной работы при окончании консерватории он представил симфоническую поэму "Мститель" (1931) и Фортепианное трио.
Окончив консерваторию, Капп продолжает активно сочинять музыку. С 1936 г. он совмещает творческую работу с педагогической: преподает теорию музыки в Таллиннской консерватории. Весной 1941 г. Капп получил почетное задание создать первый эстонский балет по мотивам национального эпоса "Калевипоэг" ("Сын Калева", на либр. А. Сярева). К началу лета 1941 г. клавир балета был написан, и композитор приступил к его оркестровке, но внезапно начавшаяся война прервала работу. Главной в творчестве Каппа стала тема Родины: он пишет Первую симфонию ("Патриотическую", 1943), Вторую скрипичную сонату (1943), хоры "Родная страна" (1942, ст. Я. Кярнера), "Труд и борьба" (1944, ст. П. Руммо), "Ты в бурях устояла" (1944, ст. Я. Кярнера) и др.
В 1945 г. Капп завершил свою первую оперу "Огни мщения" (либр. П. Руммо). Ее действие происходит в XIV в., в период героического восстания эстонского народа против тевтонских рыцарей. На окончание войны в Эстонии Капп написал "Победный марш" для духового оркестра (1944), звучавший при вступлении эстонского корпуса в Таллинн. Главной заботой Каппа после возвращения в Таллинн было найти клавир своего балета "Калевипоэг", который оставался в оккупированной фашистами городе. Все годы войны композитор тревожился за его судьбу. Какова же была радость Каппа, когда он узнал, что верные люди сберегли клавир! Приступив к доработке балета, композитор по-новому взглянул на свое произведение. Он ярче подчеркнул основную тему эпоса - борьбу эстонского народа за свою независимость. Используя оригинальные, самобытные эстонские мелодии, он тонко раскрыл внутренний мир героев. Премьера балета состоялась в 1948 г. в театре "Эстония. Калевипоэг" стал любимым спектаклем эстонских зрителей. Капп как-то сказал: "Меня всегда восхищали люди, отдававшие свои силы, свои жизни ради торжества великой идеи социального прогресса. Преклонение перед этими выдающимися личностями искало и ищет выхода в творчестве". Эта мысль замечательного художника получила воплощение в ряде его произведений. К 10-летию Советской Эстонии Капп пишет оперу "Певец свободы" (1950, 2-я ред. 1952, либр. П. Руммо). Она посвящена памяти известного эстонского поэта Ю. Сютисте. Брошенный немецкими фашистами в тюрьму, этот мужественный борец за свободу, подобно М. Джалилю, писал в застенке пламенные стихи, зовущие народ на борьбу с фашистскими оккупантами. Потрясенный судьбой С. Альенде, Капп посвятил его памяти кантату-реквием "Над Андами" для мужского хора и солиста. К 100-летию со дня рождения известного революционера X. Пегельмана Капп написал на его стихи песню "Пусть стучат молотки".
В 1975 г. на сцене театра Ванемуйне была поставлена опера Каппа "Рембрандт. В опере Рембрандт", - писал композитор, - "мне захотелось показать трагизм борьбы гениального художника со своекорыстным и алчным миром, муки творческой неволи, духовного гнета". 60-летию Великого Октября Капп посвятил монументальную ораторию "Эрнст Тельман" (1977, ст. М. Кесамаа).
Особую страницу в творчестве Каппа составляют произведения для детей - оперы "Зимняя сказка" (1958), "Необыкновенное чудо" (1984, по сказке Г. X. Андерсена), "Самое невероятное", балет "Золотопряхи" (1956), оперетта "Ассоль" (1966), мюзикл "Васильковое чудо" (1982), а также многие инструментальные произведения. Среди сочинений последних лет - "Приветственная увертюра" (1983), кантата "Победа" (на ст. М. Кесамаа, 1983), Концерт для виолончели и камерного оркестра (1986) и др.
На протяжении своей долгой жизни Капп никогда не ограничивался рамками музыкального творчества. Профессор Таллиннской консерватории, он воспитал таких известных композиторов, как Э. Тамберг, X. Карева, X. Леммик, Г. Подэльский, В. Липанд и др.
Многогранна общественная деятельность Каппа. Он выступил одним из организаторов Союза композиторов Эстонии и долгие годы был председателем его правления.
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.