- ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ Михаил Михайлович
-
( 19 XI 1859, Гатчина - 28 I 1935, Москва)
Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он - создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели "Кавказские эскизы", а также - автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО. В эти годы молодой композитор много сил отдает работе (он - директор оперного театра), преподает в музыкальном училище, создает свои первые произведения. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова (оперы "Руфь, Азра; Кавказские эскизы") уже проявились черты, характерные для его стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым формам. Удивительная красота Грузии, народные обряды восхищают русского музыканта. Он увлекается грузинским фольклором, записывает в Кахетии в 1883 г. народные мелодии, изучает их.
В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были "реабилитированы" оперы П. Чайковского "Чародейка, Мазепа, Черевички", не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова ("Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей бессмертный").
В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова - дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. "Страстей по Матфею" И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк. В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый "Ворошиловский марш", обращается к творческому наследию М. Мусоргского - инструментует сцену у Василия Блаженного ("Борис Годунов"), заканчивает "Женитьбу"; сочиняет оперу "Последняя баррикада" (сюжет из времен Парижской коммуны).
Среди произведений последних лет - 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: "Тюркские фрагменты, В степях Туркменистана, Музыкальные картинки Узбекистана". Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре.
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.