ДВАРИОНАС Балис Доминико

ДВАРИОНАС Балис Доминико
( 19 VI 1904, Либава, ныне Лиепая - 23 VIII 1972, Вильнюс)

Б. Дварионас - художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог - сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. Композиторское творчество Дварионаса органично сочеталось с его исполнительской деятельностью. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано у Р. Тайхмюллера, затем совершенствовался у Э. Петри. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.

Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей - с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 - в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Дварионас занимался также дирижированием. Уже будучи зрелым дирижером, он экстерном сдает экзамены у Г. Абендрота в Лейпциге (1939). Дирижер Н. Малько, гастролировавший в Каунасе в начале 30-х гг., сказал о Дварионасе: "Это дирижер с врожденными способностями, чуткий музыкант, сознающий, что нужно и что можно потребовать от порученного ему оркестра". Трудно переоценить значение Дварионаса в деле пропаганды национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и по всей стране и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлёниса "Море", включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. Дварионас исполнял также произведения русских, советских и зарубежных композиторов. В 1936 г. в буржуазной Литве под его управлением прозвучала Первая симфония Д. Шостаковича. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. "Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни, к созидательному труду", - писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г. Дварионас-дирижер общался с крупнейшими музыкантами нашего столетия: С. Прокофьевым, И. Гофманом, А. Рубинштейном, Э. Петри, Э. Гилельсом, Г. Нейгаузом.

Первым масштабным сочинением композитора стал балет "Сватовство" (1931). Вместе с Ю. Груодисом - автором балета "Юрате и Каститис" - и В. Бацявичюсом, написавшим балет "В вихре танца", Дварионас находился у истоков этого жанра в литовской музыке. Следующей значительной вехой стала "Праздничная увертюра" (1946), известная также под названием "У янтарного берега". В этой оркестровой картине драматически порывистые, стремительные темы рапсодически чередуются с лирическими, основанными на фольклорных интонациях.

К 30-летию Великого Октября Дварионас пишет Симфонию ми минор - первую литовскую симфонию. Ее содержание определяет эпиграф: "Склоняюсь перед родной землей". Это симфоническое полотно пронизано любовью к родной природе, к своему народу. Почти все темы Симфонии интонационно близки песенно-танцевальному литовскому фольклору.

Год спустя появляется одно из лучших сочинений Дварионаса - Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на всесоюзную и международную арену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в. Сочинение покоряет мелодизмом, щедростью калейдоскопически меняющегося тематического материала. Партитура Концерта ясна и прозрачна. Дварионас использует здесь народные песни "Осенним утром" и "Пива, пива" (вторую записал сам композитор).

В 1950 г. Дварионас совместно с композитором И. Швядасом пишет Государственный гимн Литовской ССР на слова А. Венцловы. Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Дварионаса еще тремя произведениями. Это 2 концерта для его любимого инструмента фортепиано (1960, 1962) и Концерт для валторны с оркестром (1963). Первый фортепианный концерт - глубоко эмоциональное сочинение, посвященное 20-летию Советской Литвы. Оригинален тематический материал концерта, 4 части которого при всей их контрастности объединены родственными темами, основанными на фольклорном материале. Так, в 1 части и в финале звучит видоизмененный мотив литовской народной песни "Ой, горит огонек". Красочная оркестровка сочинения оттеняет партию солирующего фортепиано. Изобретательны тембровые сочетания, так, в медленной 3 части концерта фортепиано контрапунктически звучит в дуэте с валторной. Композитор использует в концерте свой излюбленный прием изложения - рапсодичность, особенно отчетливо проявляющуюся в развитии тем 1 части. В сочинении много эпизодов жанрово-танцевального характера, напоминающих народные сутартинес.

Второй фортепианный концерт написан для солиста и камерного оркестра, он посвящен молодежи, которой принадлежит будущее. В 1954 г. на Декаде литовской литературы и искусства в Москве прозвучала кантата Дварионаса "Привет Москве" (на ст. Т. Тильвитиса) для баритона, смешанного хора и оркестра. Это сочинение стало своего рода подготовкой к единственной опере Дварионаса - "Даля" (1958), написанной на сюжет драмы Б. Сруоги "Доля предрассветная" (либр. И. Мацкониса). В основе оперы сюжет из истории литовского народа - жестоко подавленное восстание жемайтийских крестьян в 1769 г. Главная героиня этого исторического полотна - Даля Радаилайте - погибает, предпочтя смерть рабству.

"Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую музыкальную культуру". (Е. Светланов).


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДВАРИОНАС Балис Доминико" в других словарях:

  • Дварионас Балис Доминико — [р. 6(19).6.1904, Лиепая], советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, народный артист СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано, в 1939 по классу дирижирования (экстерном). С 1926 преподаватель фортепиано в… …   Большая советская энциклопедия

  • Дварионас, Балис Доминико — род. 6 (19) июня 1904 в Либаве, ум. 23 авг. 1972 в Вильнюсе. Композитор. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую конс. по кл. ф п. Р. Тейхмюллера и по кл. композиции С. Крэля и З. Карг Эллерта, в 1939 (экстерном) по дирижированию у Г.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Дварионас —         Балис Доминико [р. 6(19).6.1904, Лиепая], советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, народный артист СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано, в 1939 по классу дирижирования (экстерном). С 1926… …   Большая советская энциклопедия

  • Дварионас Б. Д. —         Балис Доминико (6 (19) VI 1904, Лиепая 23 VIII 1972, Вильнюс) сов. композитор, дирижёр, пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фп., в 1939 по классу дирижирования (экстерном). С 1926… …   Музыкальная энциклопедия

  • Дварионас Б. Д. — ДВАРИÓНАС Балис Доминико [6(19).6.1904, Лиепая, – 23.8.1972, Вильнюс], сов. композитор, пианист, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию, в 1925–26 совершенствовался в Берлине у Э. Петри. Автор… …   Балет. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»