ДАЛЛАПИККОЛА Луиджи

ДАЛЛАПИККОЛА Луиджи
( 3 II 1904 Пизино, Истрия - 19 II 1975, Флоренция)

Л. Даллапиккола - один из создателей современной итальянской оперы. От классиков эпохи бельканто, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччиии, он унаследовал эмоциональность мелодической интонации и при этом использовал сложные современные выразительные средства. Первым из итальянских композиторов Даллапиккола обратился к методу додекафонии. Автор трех опер, Даллапиккола писал в самых разных жанрах: музыку для хора, оркестра, для голоса с оркестром или с фортепиано. Родился Даллапиккола в Истрии (эта область тогда принадлежала Австро-Венгрии, сейчас - частично Югославии). Во время первой мировой войны, когда австрийское правительство закрыло школу его отца (преподавателя греческого языка), семья переехала в Грац. Там Даллапиккола впервые побывал в оперном театре, самое большое впечатление произвели на него оперы Р. Вагнера. Мать однажды заметила, что, когда мальчик слушал Вагнера, в нем заглушалось чувство голода. Послушав оперу "Летучий голландец", тринадцатилетний Луиджи решил стать композитором. По окончании войны (когда Истрия отошла к Италии) семья возвратилась на родину.

Даллапиккола окончил консерваторию во Флоренции по классу фортепиано (1924) и композиции (1931). Найти свой стиль, свой путь в музыке удалось не сразу. Несколько лет в начале 20-х гг. Даллапиккола, открывший для себя новые горизонты (импрессионизм К. Дебюсси и старинную итальянскую музыку), был занят их осмыслением и вообще не сочинял. В произведениях, созданных в конце 20-х гг. (по желанию автора они не исполнялись), чувствуется своеобразный неоклассицизм и даже влияние композитора XVII в. К. Монтеверди (впоследствии, в 1942 г., Даллапиккола сделал переложение оперы Монтеверди "Возвращение Улисса").

В середине 30-х гг. (возможно, не без влияния встречи с А. Бергом, крупнейшим композитором-экспрессионистом) Даллапиккола обратился к додекафонной технике. Применяя этот способ письма, итальянский композитор не отказывается от таких привычных выразительных средств, как напевная мелодия, тональность. Строгий расчет сочетается у него с вдохновением. Даллапяккола вспоминал, как однажды, идя по улице Флоренции, он набросал свою первую додекафонную мелодию, ставшую основой "Хоров из Микеланджело". Вслед за Бергом и А. Шёнбергом Даллапиккола применяет додекафонию для передачи повышенного эмоционального напряжения и даже как своеобразное средство протеста. Впоследствии композитор скажет: "Мой путь музыканта, начиная с 1935-36 годов, когда я окончательно осознал первобытное варварство фашизма, стремившегося задушить испанскую революцию, идет в прямой к нему оппозиции. К этому времени относятся и мои додекафонические опыты. Ведь в то время "официальная" музыка и ее идеологи воспевали фальшивый оптимизм. Я не мог не выступить тогда против этой фальши".

Тогда же начинается и педагогическая деятельность Даллапикколы. Свыше 30 лет (1934-67) он вел во Флорентийской консерватории классы фортепиано и композиции. Выступая с концертами (в т. ч. в дуэте со скрипачом С. Матерасси), Даллапиккола пропагандировал современную музыку - он первый познакомил итальянскую публику с творчеством крупнейшего из современных композиторов Франции О. Мессиана.

Известность к Даллапикколе пришла с постановкой его первой оперы "Ночной полет" в 1940 г., написанной по повести А. Сент-Экзюпери. Не раз композитор обращался к теме протеста против насилия над человеческой личностью. В кантате "Песни узников" (1941) используются тексты молитвы Марии Стюарт перед казнью, последней проповеди Дж. Савонаролы и фрагменты из трактата античного философа Боэция, приговоренного к смерти. Стремление к свободе воплотилось и в опере "Узник" (1948), где использованы сюжеты новеллы В. Лиль-Адана и романа "Легенда об Уленшпигеле" Ш. де Костера.

Крах фашизма позволил Даллапикколе оказывать более активное воздействие на музыкальную жизнь: в первые послевоенные годы он работает музыкальным критиком газеты "Иль Мондо" и секретарем Общества итальянской современной музыки. Имя композитора стало авторитетным и за рубежом. Его приглашают на педагогическую работу в США: в Беркширский музыкальный центр (Танглвуд, штат Массачусетс, 1951-52), в Куинс-колледж (НьюЙорк, 1956-57), а также в Австрию - на летние курсы "Моцартеума" (Зальцбург).

Начиная с 50-х гг. Даллапиккола усложняет свой стиль, что сказалось и в самом значительном произведении этих лет - опере "Улисс" ("Одиссей"), поставленной в 1968 г. в Берлине. Вспоминая детство, композитор писал, что все персонажи поэмы Гомера (благодаря профессии отца) "были для нашей семьи как бы живыми и близкими родственниками. Мы знали их и говорили о них как о друзьях". Даллапиккола и раньше (в 40-е гг.) написал немало произведений для голоса и инструментального ансамбля на слова древнегреческих поэтов: Сафо, Алкея, Анакреона. Но главным делом для него была опера. В 60-е гг. появляются его исследования "Слово и музыка в опере. Заметки о современной опере" и др. "Опера кажется мне средством, наиболее пригодным для выражения моих мыслей... она зачаровывает меня" - так выразил свое отношение к любимому жанру сам композитор.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДАЛЛАПИККОЛА Луиджи" в других словарях:

  • Даллапиккола Луиджи — (Dallapiccola) (1904 1975), итальянский композитор и пианист. В раннем творчестве близок неоклассицизму, позднее применял технику додекафонии. В лучших произведениях  протест против тирании, жестокости. Опера «Ночной полёт» (по А. де Сент… …   Энциклопедический словарь

  • Даллапиккола, Луиджи — Луиджи Даллапиккола …   Википедия

  • Даллапиккола Луиджи — Даллапиккола (Dallapiccola) Луиджи (р. 3.2.1904, Пизино, Истрия), итальянский композитор, пианист и педагог. Родился в семье преподавателя греческого языка. Учился у Э. Консоло (фортепиано) и В. Фрацци (композиция) во Флорентийской консерватории …   Большая советская энциклопедия

  • ДАЛЛАПИККОЛА (Dallapiccola) Луиджи — (1904 75) итальянский композитор и пианист. Творчество отмечено чертами экспрессионизма. В лучших произведениях протест против тирании, жестокости. Оперы Ночной полет (по Сент Экзюпери, 1940), Улисс (1968) и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАЛЛАПИККОЛА — (Dallapiccola) Луиджи (1904 75), итальянский композитор. В начале творческого пути близок неоклассицизму, затем использовал додекафонию, серийную технику. Протест против насилия, свободолюбивые устремления личности в операх Ночной полет (1940),… …   Современная энциклопедия

  • Даллапиккола — (Dallapiccola) Луиджи (1904 75), итальянский композитор. В начале творческого пути близок неоклассицизму, затем использовал додекафонию, серийную технику. Протест против насилия, свободолюбивые устремления личности в операх “Ночной полет” (1940) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Даллапиккола Л. —         (Dallapiccola) Луиджи (p. 3 II 1904, Пизино, Истрия) итал. композитор, пианист и педагог. Род. в семье преподавателя греч. языка. Окончил Консерваторию им. Л. Керубини (Флоренция) по классам фп. Э. Консоло (1924) и композиции В. Фрацци… …   Музыкальная энциклопедия

  • Даллапиккола — (Dallapiccola)         Луиджи (р. 3.2.1904, Пизино, Истрия), итальянский композитор, пианист и педагог. Родился в семье преподавателя греческого языка. Учился у Э. Консоло (фортепиано) и В. Фрацци (композиция) во Флорентийской консерватории, где… …   Большая советская энциклопедия

  • Даллапиккола Л. — ДАЛЛАПИ́ККОЛА (Dallapiccola) Луиджи (1904–75), итал. композитор и пианист. В раннем творчестве близок неоклассицизму, позднее применял технику додекафонии. В лучших произв. – протест против тирании, жестокости. Оп. Ночной полёт (на… …   Биографический словарь

  • Диалоги (Даллапиккола) — Диалоги Композитор Луиджи Даллапиккола Тональность додекафония Время и место сочинения Флоренция Нью Йорк Флоренция, 8 декабря 1959 (клавир), 9 июня 1960 (партитура) Первое исполнение 17 сентября 1960 года …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»