ГУРИЛЕВ Александр Львович

ГУРИЛЕВ Александр Львович
( 3 IX 1803, Москва - 11 IX 1858, там же)

А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов - Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.

С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения - в первую очередь вокальные - становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально "уходят в народ", исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник "Избранные народные песни", изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле "русской песни". Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева "И скучно, и грустно, Оправдание (Когда одни воспоминанья), В минуту жизни трудную". Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.

Драматизированное прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов "Разлука", "Кольцо" (на ст. А. Кольцова), "Бедная девушка ты" (на ст. И. Аксакова), "Я говорил при расставаньи" (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому "русскому бельканто", в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.

Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в "разудалых, молодецких" песнях в народно-плясовом духе, таких, как "Песня ямщика" и "Пригорюнюсь ли я". Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки, Не шуми ты, рожь, Домик-крошечка, Вьется ласточка сизокрылая", знаменитый "Колокольчик" и др.

Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов - А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы "Иван Сусанин" ("Не томи, родимый") и на тему романса Варламова "На заре ты ее не буди", приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева "выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы".

Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева - ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания - нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь - П. Чайковского.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ГУРИЛЕВ Александр Львович" в других словарях:

  • Гурилев, Александр Львович — Гурилев, Александр Львович(1803 1858) русский композитор, пианист, скрипач, альтист. Родился в Москве в семье крепостного музыканта церковного композитора, Льва Степановича Гурилева (1770 1844). С детства проявил незаурядные музыкальные… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГУРИЛЕВ Александр Львович — (1803 58) российский композитор. Сын композитора и дирижера Л. С. Гурилева (1770 1844). Романсы, русские песни: Матушка голубушка , Разлука ( На заре туманной юности ), Колокольчик ; фортепьянные пьесы и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гурилев Александр Львович — см. в статье Гурилевы (композиторы) …   Биографический словарь

  • Гурилев, Александр Львович — Александр Львович Гурилёв (22 августа (3 сентября) 1803, Москва ― 30 августа (11 сентября) 1858, там же) ― русский композитор, сын Л. С. Гурилёва. Первые уроки музыки получил от отца ― крепостного на службе графа В. Г. Орлова, игре на фортепиано… …   Википедия

  • Гурилёв, Александр Львович — Гурилев, Александр Львович ГУРИЛЁВ Александр Львович (1803 1858), композитор. Романсы и песни в традициях русского городского фольклора: “Разлука” (“На заре туманной юности”), “Колокольчик”, “Не шуми ты, рожь”; фортепьянные пьесы.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гурилёв Александр Львович — (1803 1858), российский композитор, пианист, скрипач. Сын крепостного композитора и дирижёра. Ученик Дж. Филда. В 1831 вместе с отцом получил вольную. Романсы, песни: «Матушка голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик»,… …   Энциклопедический словарь

  • Гурилёв Александр Львович — [22.8 (3.9).1803, Москва, ≈ 30.8(11.9).1858, там же], русский композитор, пианист, педагог. Сын крепостного музыканта Льва Степановича Г. (1770≈1844), дирижера и скрипача оркестра графа В. Г. Орлова. Учился у отца (скрипка), Дж. Филда… …   Большая советская энциклопедия

  • Гурилев — (Александр Львович, 1802 56) известный русск. композиторромансов. Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца,скрипача и композитора духовной музыки. Много занимался переложениямидля органа. Из романсов Г. большою популярностью… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гурилев — Александр Львович (1802 56) известный русск. композитор романсов. Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца, скрипача и композитора духовной музыки. Много занимался переложениями для органа. Из романсов Г. большою… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГУРИЛЕВ — 1) Лев Степанович, духовный композитор, род. 1770, ум. 1844; ученик Сарти. Неизвестно, изданы ль его произведения и сохранились ли рукописи Г. – Сын его 2) Александр Львович, композитор романсов, род. 1802, ум. в 1856. Музыке учился у своего …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»