ГАЛЫНИН Герман Германович

ГАЛЫНИН Герман Германович
( 30 III 1922, Тула - 18 VI 1966, Москва)

Я радуюсь и горжусь тем, что Герман хорошо ко мне относился, ибо я имел счастье знать его и наблюдать за расцветом его огромного таланта.

Из письма Д. Шостаковича

Творчество Г. Галынина - одна из ярчайших страниц послевоенной советской музыки. Оставленное им наследие невелико по количеству, главные сочинения относятся к области хоровых, концертно-симфонических и камерно-инструментальных жанров: оратория "Девушка и смерть" (1950-63), 2 концерта для фортепиано с оркестром (1946, 1965), "Эпическая поэма" для симфонического оркестра (1950), Сюита для струнного оркестра (1949), 2 струнных квартета (1947, 1956), Фортепианное трио (1948), Сюита для фортепиано (1945). Нетрудно заметить, что большинство произведений написано за пятилетие 1945-50 гг. Именно столько времени трагическая судьба отвела Галынину для полноценного творчества. Фактически все самое значительное в его наследии было создано в студенческие годы. При всей ее уникальности история жизни Галынина характерна для нового советского интеллигента, выходца из народной среды, сумевшего приобщиться к высотам мировой культуры. Сирота, рано потерявший родителей (его отец был рабочим в Туле), в 12 лет Галынин попал в детский дом, который заменил ему семью. Уже в это время проявились незаурядные художественные способности мальчика: он неплохо рисовал, был непременным участником театральных представлений, но больше всего тянулся к музыке - овладел всеми инструментами детдомовского оркестра народных инструментов, перекладывал для него народные песни. Родившееся в этой доброжелательной атмосфере первое сочинение юного композитора - "Марш" для фортепиано стал своеобразным пропуском в музыкальное училище при Московской консерватории. Прозанимавшись год на подготовительном отделении, в 1938 г. Галынин был зачислен на основной курс. В высокопрофессиональной среде училища, где он общался с выдающимися музыкантами - И. Способиным (гармония) и Г. Литинским (композиция), талант Галынина начал развиваться с поразительной силой и быстротой - недаром сокурсники считали его главным художественным авторитетом. Всегда жадный до всего нового, интересного, неординарного, неизменно притягивающий к себе товарищей и коллег, в училищные годы Галынин особенно увлекался фортепианной и театральной музыкой. И если фортепианные сонаты и прелюдии отразили юношескую взволнованность, открытость и тонкость чувств молодого композитора, то музыка к интермедии М. Сервантеса "Саламанкская пещера" - склонность к острой характеристичности, воплощению радости жизни. Найденное в начале пути получило продолжение в дальнейшем творчестве Галынина - прежде всего в фортепианных концертах и в музыке к комедии Дж. Флетчера "Укрощение укротителя" (1944). Уже в училищные годы всех поражала самобытная "галынинская" манера игры на фортепиано, тем более удивительная, что пианистическому искусству он никогда систематически не учился. "Под его пальцами все становилось крупным, весомым, зримым... Исполнитель-пианист и творец здесь как бы сливались в единое целое", - вспоминает соученик Галынина А. Холминов.

В 1941 г. первокурсник Московской консерватории Галынин уходит добровольцем на фронт, но и здесь не расстается с музыкой - руководит художественной самодеятельностью, сочиняет песни, марши, хоры. Лишь спустя 3 года он возвращается в композиторский класс Н. Мясковского, а затем - в связи с его болезнью - переходит в класс Д. Шостаковича, уже тогда отметившего дарование нового ученика. Консерваторские годы - время становления Галынина как человека и музыканта, его талант вступает в пору расцвета. Лучшие сочинения этого периода - Первый фортепианный концерт, Первый струнный квартет, фортепианное Трио, Сюита для струнных - сразу же привлекли внимание слушателей и критиков. Венчают годы учебы 2 капитальные работы композитора - оратория "Девушка и смерть" (по М. Горькому) и оркестровая "Эпическая поэма", вскоре ставшая очень репертуарной и удостоенная в 1951 г. Государственной премии. Но тяжелый недуг уже подстерегал Галынина, так и не дав ему до конца раскрыть свое дарование. Последующие годы жизни он мужественно боролся с болезнью, стремясь отдать каждую вырванную у нее минуту любимой музыке. Так возникли Второй квартет, Второй фортепианный концерт, Concerto grosso для фортепиано solo, Ария для скрипки и струнного оркестра, были отредактированы ранние фортепианные сонаты и оратория "Девушка и смерть", исполнение которой стало событием в музыкальной жизни 60-х гг.

Галынин был истинно русским художником, с глубоким, острым и современным взглядом на мир. Как и в его личности, в сочинениях композитора пленяют замечательная полнокровность, душевное здоровье, все в них вылеплено крупно, выпукло, значительно. Музыка Галынина напряженна по мысли, явное тяготение к эпичности, картинности высказывания оттеняется в ней сочным юмором и мягкой сдержанной лирикой. На национальную природу творчества указывает и песенный, широкого распева мелодизм, особый "корявоватый" строй гармонии и оркестровки, восходящий к "неправильностям" Мусоргского. С первых же шагов композиторского пути Галынина его музыка стала заметным явлением советской музыкальной культуры, "ибо", - по словам Е. Светланова, - встреча с музыкой Галынина - "это всегда встреча с прекрасным, обогащающим человека, как и все подлинно прекрасное в искусстве".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ГАЛЫНИН Герман Германович" в других словарях:

  • Галынин, Герман Германович — Герман Галынин Основная информация Полное имя Галынин Герман Германович Дата рождения …   Википедия

  • ГАЛЫНИН Герман Германович — (1922 66) российский композитор. Оратория Девушка и смерть (1950; 2 я редакция 1963), Эпическая поэма для оркестра (1950), 2 концерта для фортепьяно с оркестром, сюита для струнного оркестра, камерно инструментальные сочинения, хоры, музыка к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Галынин, Герман Германович — ГАЛЫНИН Герман Германович (1922 66), российский композитор. В сочинениях Галынина соединились мелодическая щедрость, гармоническая красочность, классическая стройность формы: оратория “Девушка и смерть” (1950; 2 я редакция 1963), “Эпическая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Галынин, Герман Германович — Галынин, Герман Германовичрод. 30 марта 1922 в Туле, ум. 18 июля 1966 в Старой Рузе Моск. обл. Композитор. В 1950 окончил Моск. конс. по кл. композиции Н. Я. Мясковского (ранее занимался у Д. Д. Шостаковича). В 1941 1943 рук. армейской худож.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Галынин Герман Германович — (1922 1966), композитор. Ученик Н. Я. Мясковского и Д. Д. Шостаковича. Оратория «Девушка и смерть» (1950; 2 я редакция, 1963), «Эпическая поэма» для оркестра (1950), 2 концерта для фортепьяно с оркестром, сюита для струнного оркестра, камерно… …   Энциклопедический словарь

  • Галынин Герман Германович — …   Википедия

  • Галынин — Галынин, Герман Германович Герман Германович Галынин (30 марта 1922, Тула  18 июня 1966, Москва)  русский советский композитор, ученик и продолжатель линии Шостаковича и Мясковского в советской музыке. Содержание 1 Биография 2… …   Википедия

  • ГАЛЫНИН — Герман Германович (1922 66), российский композитор. В сочинениях Галынина соединились мелодическая щедрость, гармоническая красочность, классическая стройность формы: оратория Девушка и смерть (1950; 2 я редакция 1963), Эпическая поэма для… …   Современная энциклопедия

  • Герман Германович Галынин — …   Википедия

  • Галынин Г. Г. — ГАЛЫ́НИН Герман Германович (1922–1966), композитор. Ученик Н. Я. Мясковского и Д. Д. Шостаковича. Оратория Девушка и смерть (по М. Горькому, 1950; 2 я ред. –1963), Эпическая поэма для орк. (1950), 2 концерта для фп. с орк., сюита для… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»