- АЛЬБЕНИС Исаак
-
( 29 V 1860, Кампродон, Каталония - 16 VI 1909, Камбо ле Бен)
Возвышенную и необычайную музыкальную интуицию Альбениса можно было сравнить с чашей, до краев наполненной чистым вином, согретым средиземноморским солнцем.
Ф. Педрель
Имя И. Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX-XX вв. Вдохновителем этого движения был Ф. Педрель, ратовавший за возрождение испанской национальной культуры. Первые классические образцы новой испанской музыки создали Альбенис и Э. Гранадос, а творчество М. де Фальи стало вершиной этого направления. Ренасимьенто охватило всю художественную жизнь страны. В нем участвовали писатели, поэты, художники: Р. Валье-Инклан, X. Хименес, А. Мачадо, Р. Пидаль, М. Унамуно. Альбенис родился в 10 километрах от границы с Францией. Исключительные музыкальные способности позволили ему уже в четырехлетнем возрасте выступать вместе со старшей сестрой Клементиной в публичном концерте в Барселоне. Именно от сестры мальчик получил первые сведения о музыке. В 6 лет Альбенис едет в сопровождении матери в Париж, где берет уроки фортепиано у профессора А. Мармонтеля. В 1868 г. в Мадриде было опубликовано первое сочинение юного музыканта - "Военный марш" для фортепиано.
В 1869 г. семья переезжает в Мадрид, и мальчик поступает в консерваторию в класс М. Мендисабаля. В 10 лет в поисках приключений Альбенис убегает из дома. В Кадисе его арестовывают и отправляют к родителям, но Альбенису удается попасть на пароход, идущий в Южную Америку. В Буэнос-Айресе он ведет полную лишений жизнь, пока один из его земляков не организует ему несколько концертов в Аргентине, Уругвае и Бразилии.
После путешествий на Кубу и в США, где Альбенис, чтобы не умереть с голоду, работает в порту, юноша приезжает в Лейпциг, где занимается в консерватории в классе С. Ядассона (композиция) и в классе К. Рейнеке (фортепиано). В дальнейшем он совершенствуется в Брюссельской консерватории - одной из лучших в Европе, по классу фортепиано у Л. Брассена, а по композиции - у Ф. Геварта.
Огромное влияние на Альбениса оказала его встреча с Ф. Листом в Будапеште, куда приехал испанский музыкант. Лист согласился руководить Альбенисом, и одно это являлось высокой оценкой его дарования. В 80 - начале 90-х гг. Альбенис ведет активную и успешную концертную деятельность, гастролирует во многих странах Европы (Германия, Англия, Франция) и Америки (Мексика, Куба). Его блестящий пианизм привлекает современников красочностью и виртуозным размахом. Испанская пресса в один голос называла его "испанским Рубинштейном. Исполняя собственные сочинения, Альбенис напоминал Рубинштейна", - писал Педрель.
Начиная с 1894 г. композитор живет в Париже, где совершенствуется в области композиции у таких известных французских композиторов, как П. Дюка и В. д\'Энди. У него складываются тесные контакты с К. Дебюсси, творческая личность которого сильно повлияла на Альбениса, на его музыку последних лет. В последние годы жизни Альбенис возглавил движение Ренасимьенто, реализуя в своем творчестве эстетические принципы Педреля. Лучшие сочинения композитора - образцы подлинно национального и в то же время самобытного стиля. Альбенис обращается к популярным песенно-танцевальным жанрам (малагенья, севильяна), воссоздавая в музыке характерные особенности различных областей Испании. Его музыка вся пропитана народными вокально-речевыми интонациями.
Из большого композиторского наследия Альбениса (комическая и лирическая оперы, сарсуэла, произведения для оркестра, голоса) наибольшую ценность представляет фортепианная музыка. Обращение к испанскому музыкальному фольклору, этим "золотым россыпям народного искусства", по выражению композитоpa, оказало решающее влияние на его творческое развитие. В сочинениях для фортепиано Альбенис широко использует элементы народной музыки, сочетая их с современными приемами композиторского письма. В фортепианной фактуре часто слышно звучание народных инструментов - тамбурина, волынки, особенно гитары. Используя ритмы песенно-танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии и особенно часто Андалусии, Альбенис редко ограничивается прямым цитированием народных тем. Лучшие его сочинения: "Испанская сюита", сюита "Испания" ор. 165, цикл "Испанские напевы" ор. 232, цикл из 12 пьес Иберия (1905-07) - образцы профессиональной музыки нового направления, где национальная основа органично соединяется с достижениями современного музыкального искусства.
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.