ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
к конференции по разоружению - создана 12. XII 1925 на 37-й сессии Совета Лиги наций согласно резолюции VI Ассамблеи Лиги наций из представителей 21 государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Чехословакия, Бельгия, Швеция, Испания, Бразилия, Уругвай, Польша, Югославия, Румыния, Болгария, Финляндия, Голландия, Аргентина и Чили и три государства, не входившие в Лигу наций, - СССР, США и Германия). Впоследствии в состав П. к. была включена Турция.

Местопребыванием П. к. была избрана Женева. Советское правительство приняло приглашение Совета Лиги наций участвовать в работах П. к., но из-за советско-швейцарского конфликта по поводу злодейского убийства в 1923 советского дипломата Воровского в Лозанне (см. <<Советско-швейцарский конфликт 1923-27>>) не участвовало на заседаниях I, II и Ш сессий П. к.

I сессия П. к. после ряда отсрочек началась 18. V 1926 и продолжалась по 26. V 1926. Председателем П. к. был избран по предложению французского представителя Поль-Бонкура бывший голландский посланник в Париже Лоудон; I сессия П. к., все заседания которой были посвящены обсуждению программы П. к., показала наличие серьёзных англо-французских противоречий по вопросам безопасности и разоружения, которые по существу не были преодолены на всём протяжении существования П. к.

Английская и французская программы представляли собой стройный план разоружения настоящих или возможных конкурентов и противников. Так, английский план предлагал сократить большую сухопутную армию Франции и ограничить её военно-воздушные силы. Французский план был направлен против морской гегемонии Англии и предлагал установить международный контроль над военным потенциалом Британской империи.

II сессия П. к. имела всего два заседания, 22 и 27. IX 1926, и занималась лишь организационными вопросами. На ней были определены полномочия и порядок работы подкомиссий и создан координационный комитет.

III сессия П. к. (21. III - 26. IV 1927) отвергла путь составления программы будущей конференции и начала обсуждать английский и французский проекты договора о разоружении. Таким образом, вся предыдущая работа различных подкомиссий и комитетов оказалась напрасной.

Английский проект, автором которого был лорд Сесиль, не был конкретным планом сокращения и ограничения вооружений; он лишь конспективно излагал основные взгляды британской дипломатии на проблему разоружения, которые предполагали уменьшение вооружений соперников Великобритании при сохранении британской военной мощи. Французский контрпроект, составленный Поль-Бонкуром, провозглашал зависимость разоружения от гарантий безопасности и предполагал создание международного контрольного органа, наделённого широкими правами и большими полномочиями. Этот проект учитывал только что подготовленный закон о реорганизации французской армии, предусматривавший значительное сокращение кадрового состава армии при одновременном усилении военной подготовки военнообязанных и создании больших обученных военных резервов.

III сессия П. к. приняла за основу контрпроект Поль-Бонкура, но к большинству его статей и разделов были приобщены различные оговорки, поправки и предложения. Проект имел три варианта преамбулы (французский, британский и германский). Аналогичное положение наблюдалось и в остальных разделах этого проекта. В документе не было ни одной предельной цифры для того или иного вида вооружений, ни одного численного коэффициента сокращения вооружений. Таким образом, приняв за основу этот проект, П. к. не сделала ни шага вперёд.

14. IV 1927 в Берлине было заключено соглашение о ликвидации советско-швейцарского конфликта, которое позволило представителям СССР принять участие в очередной, IV сессии П. к.

Накануне открытия сессии глава советской делегации сделал заявление представителям советской и иностранной прессы, в котором указал, что Советский Союз и впредь будет "настаивать на необходимости полного и всеобщего разоружения". Советское правительство предупредило, что оно предложит П. к. свою собственную программу и будет бороться за создание прочных и эффективных гарантий мира, против попыток отвлекаться в сторону третьестепенных вопросов и абстрактных резолюции.

На первом же заседании IV сессии П. к. (30. XI- З. XИ 1927) была оглашена советская декларация об основных принципах полного и всеобщего разоружения. Конкретные и чёткие предложения советской делегации призывали "немедленно приступить к выработке детального проекта конвенции о полном и всеобщем разоружении".

После попыток отложить обсуждение советского предложения на неопределённый срок советская делегация настояла, чтобы оно обсуждалось на следующей, V сессии П. к.

IV сессия П. к. образовала новый орган-Комитет арбитража и безопасности, в который автоматически включались все члены П. к. Делегация США отказалась участвовать в работе этого нового органа, не желая подвергать себя в какой бы то ни было степени контролю со стороны Лиги наций. Советская делегация, отметив, что создание Комитета арбитража и безопасности отвлекает П. к. от обсуждения проблемы разоружения, отвергла вообще зависимость проблемы разоружения от гарантий безопасности и отказалась участвовать в комитете. Советское правительство сочло возможным послать в комитет лишь наблюдателя. Комитет арбитража и безопасности функционировал 21/2 года, до мая 1930. Деятельность этого органа была бесплодна.

15. II 1928 советская делегация в П. к. отправила генеральному секретарю Лиги наций текст "проекта конвенции о немедленном, полном и всеобщем разоружении".

Советский проект предлагал роспуск личного состава сухопутных, морских и воздушных вооружённых сил, уничтожение всех боеприпасов и средств вооружения, ликвидацию всех военно-морских и военно-воздушных судов, запрещение военной службы, уничтожение крепостей, военно-морских, военно-воздушных баз, ликвидацию военных заводов, прекращение отпуска средств на военные цели; расформирование военно-морских и военно-воздушных министерств, упразднение генеральных штабов и всякого рода военных управлений и учебных заведений, прекращение патентирования военных изобретений и т. д. Советский проект намечал 4-летний срок для выполнения этой всеобъемлющей программы.

Впервые в истории правительство великой державы сделало конкретные и определённые предложения полного и всеобщего разоружения. Советское предложение способствовало росту политического авторитета Советского Союза среди трудящихся всего мира. С этого времени разоружение стало актуальной и злободневной проблемой международных отношений.

Несмотря на убедительные аргументы главы советской делегации, большинство делегаций V сессии П. к., состоявшейся 15-24. III 1928, отклонило советский проект конвенции о всеобщем, полном и немедленном разоружении. Центральной фигурой в лагере противников советского предложения был английский представитель лорд Кашенден.

Тогда Советское правительство решило предложить П. к. новый проект конвенции-о сокращении вооружений, принятие которого привело бы к уменьшению опасности вооружённых конфликтов и облегчило бы народам всего мира тяжесть бремени вооружений и налогового гнёта. Советский проект конвенции о сокращении вооружений основывался на принципе прогрессивного сокращения всех видов вооружения соответственно составу и численности вооружённых сил различных государств. Проект предлагал сокращение вооружений наполовину, на одну треть и на одну четверть в прямой пропорции с величиной вооружений (сухопутных, морских и воздушных) отдельных государств. Военные бюджеты также подлежали пропорциональному сокращению согласно коэффициентам сокращения сухопутных, морских и воздушных сил. Осуществление сокращения вооружений должно было производиться в течение двухлетнего срока. Для проведения контроля над выполнением конвенции предполагалось создать Международную постоянную контрольную комиссию из представителей всех государств, участвующих в конвенции; при ней должен был быть образован Международный постоянный комитет экспертов.

Новое советское предложение вызвало волнение среди делегаций капиталистических государств. Они наотрез отказались обсуждать его на V сессии П. к.

Обсуждение нового советского проекта происходило через год, во время первой части VI сессии П. к. (15. IV-6. V 1929). Он был отклонён большинством П. к., которое одобрило предложение президиума П. к. перейти ко второму чтению проекта, выработанного на III сессии П. к. в апреле 1927.

На последующих заседаниях первой половины VI сессии П. к. французская делегация при поддержке представителей Англии и США добилась того, что статья о сокращении обученных резервов не была включена в проект конвенции. Этим был достигнут компромисс на основе максимального сужения размаха разоружения. Советская делегация констатировала, что "отказ от сокращения обученных резервов равносилен отказу от разоружения вообще и разрушит всяческие надежды на сколько-нибудь удовлетворительное разрешение проблемы разоружения Подготовительной комиссией и будущей конференцией".

Все более или менее радикальные предложения: о запрещении воздушных бомбардировок, о фиксировании военно-воздушных сил отдельно для метрополии и для колоний, о запрещении химической войны, об уменьшении военной авиации, об опубликовании данных о национальных вооружениях и т. д., были провалены П. к. Оценивая работу первой половины VI сессии, советская делегация отмечала: "Если предыдущие сессии, оставаясь на одном месте, давали нулевые результаты, то настоящая сессия, сделав наконец движение, но движение вспять, может записать на свой кредит результаты отрицательные".

Спустя полтора года открылась последняя сессия, или, как её официально называли, вторая половина VI сессии П. к. (6. XI-9. XII 1930). На ней было закончено второе и третье чтение проекта конвенции, который представлял собой простую сводку разногласий между великими державами.

В результате длительной работы П. к. был принят проект конвенции, который даже не предусматривал прямого сокращения вооружений. Проект конвенции, выработанный П. к., состоял из 60 статей; большинство этих статей сопровождалось таким количеством оговорок, что они полностью теряли свой смысл.

"Итоги работ последней сессии подготовительной комиссии по разоружению, выраженные в составленном ею проекте и объяснительном докладе,- говорил В. М. Молотов,- сводятся к отказу от всякого ограничения одних видов вооружения и к оправданию сохранения и увеличения других видов вооружения".

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1948.

Смотреть что такое "ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ" в других словарях:

  • Комиссия по правам человека ООН — Комиссия по правам человека  комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, 15 марта 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН[1]. Комиссию составляли не… …   Википедия

  • Комиссия ООН по праву международной торговли — Комиссия ООН по праву международной торговли, сокр. ЮНСИТРАЛ (от англ. United Nations Commission on International Trade Law UNCITRAL) вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права… …   Википедия

  • Комиссия ООН по правам человека — Комиссия по правам человека комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, в 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН. Комиссию составляли не эксперты, а… …   Википедия

  • Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций — Комиссия по правам человека комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, в 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН. Комиссию составляли не эксперты, а… …   Википедия

  • Комиссия ООН по наблюдению — Комиссия ООН по наблюдению, контролю и инспекциям Комиссия ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, сокр. ЮНМОВИК (от англ. United Nations Monitoring, Verification and Inspection Commission UNMOVIC) вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи… …   Википедия

  • Комиссия ООН по наблюдению, контролю и инспекциям — Комиссия ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, сокр. ЮНМОВИК (от англ. United Nations Monitoring, Verification and Inspection Commission UNMOVIC) вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный 17 декабря 1999 года в… …   Википедия

  • Комиссия ООН по миростроительству — это консультативный вспомогательный орган Организации Объединённых Наций, учреждённый 20 декабря 2005 года резолюциями Генеральной …   Википедия

  • Комиссия об уложении 1767 — («Комиссия об уложении» 1767, )         собрание представителей некоторых сословий России с совещательными правами, созданное для выработки нового свода законов. Екатерина II стремилась использовать «К. об у.» для укрепления своего положения на… …   Большая советская энциклопедия

  • Компенсационная комиссия ООН — (ККООН) была создана в 1991 году как вспомогательный орган Совета Безопасности ООН. В его юрисдикцию входят все действия, связанные с рассмотрением претензий и выплачиванием компенсаций за потери и ущерб, понесённые в результате незаконного… …   Википедия

  • ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международной торговли (от англ. United Nations Commission on International Trade Law ЮНСИТРАЛ) вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.