ЛОНДОНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948

ЛОНДОНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948
представителей США, Великобритании и Франции по германскому вопросу - происходило 23. II-1. VI. Представители Бенилюкса (Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) были приглашены с правом совещательного голоса. На Л. с. присутствовали также военные губернаторы западных зон оккупации Германии.

Л. с. было созвано по инициативе США, в нарушение постановлений Потсдамской конференции 1945 (см.), согласно которым вопросы, касающиеся Германии, подлежат решению четырёх держав - СССР, США, Великобритании и Франции - и должны рассматриваться Советом министров иностранных дел (см.).

Отойдя от принципов сотрудничества держав антигитлеровской коалиции, правящие круги США взяли курс на отделение западных зон оккупации от остальной Германии с целью безраздельного хозяйничания там американских монополий, образования западногерманского государства и превращения его в американский стратегический плацдарм против СССР и стран народной демократии.

В феврале 1948 для оформления окончательного отделения западных зон от остальной Германии США решили созвать совещание трёх западных оккупирующих держав.

Советское правительство 13. II обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с идентичными заявлениями, в которых указало, что вопросы, назначенные к рассмотрению на совещании, "являются такими вопросами, которые могут быть решены лишь с общего согласия всех оккупирующих Германию держав. Созыв указанного совещания в Лондоне является нарушением соглашения о контрольном механизме в Германии и нарушением Потсдамских решений об обращении с Германией как с единым целым". В связи с этим Советское правительство заявляло, что оно "не будет считать правомерными решения, которые будут приняты на этом совещании".

Сепаратные действия западных держав, направленные на срыв демилитаризации и демократизации Германии, вызвали тревогу в Чехословакии, Польше и Югославии - государствах, наиболее пострадавших от гитлеровской агрессии (см. Пражское совещание).

Однако западные державы игнорировали заявление Советского Союза и трёх названных стран. Совещание по расчленению Германии открылось в Лондоне 23. II и протекало в обстановке полной секретности. 6. III заседания Л. с. были прерваны до апреля. В изданном коммюнике говорилось, что обсуждение вопросов безопасности и территориальных перенесено на вторую сессию Л. с., а по остальным пунктам повестки дня "достигнута широкая степень соглашения" .

Советское правительство в тот же день выступило с протестом против раскольнических действий западных держав и в ноте правительствам США, Великобритании и Франции повторило, что принятые в Лондоне решения не могут иметь законной силы и международного авторитета, т. к. являются прямым нарушением Потсдамских решений об обращении с Германией как с единым целым. В советской ноте вскрывалась также связь американских планов в отношении Германии с планами сколачивания военно-политического "западного союза".

В перерыве между сессиями Л. с. западные оккупационные власти в Германии предприняли ряд новых шагов по углублению её раскола. 20. Ш 1948 представители западных держав на заседании Контрольного совета отказались обсуждать декларацию Пражского совещания министров иностранных дел Чехословакии, Польши и Югославии, адресованную Контрольному совету, а также выполнить просьбу советского командования и отчитаться перед Контрольным советом относительно директив, полученных соответствующими оккупационными властями в связи с работой Л. с. Тем самым западные державы показали, что они рвут соглашение о союзном контрольном механизме в Германии. В этой обстановке 20. IV возобновились заседания Л. с.

Пытаясь замаскировать перед своим народом предательство коренных национальных интересов Франции, французские дипломаты инспирировали в печати шум о "борьбе", "коренных расхождениях" и даже о "тупике" на Л. с. США, естественно, не обращали на это ни малейшего внимания. Когда французская печать, ещё в перерыве между сессиями Л. с., опубликовала сообщения, что, возможно, французская делегация не вернётся в Лондон, в одной из комиссий американского сената немедленно было заявлено, что американские оккупационные власти готовы к созданию западногерманского государства и без согласия Франции. Одновременно американцы цинично угрожали Франции сокращением поставок по "плану Маршалла" в случае её несговорчивости.

В результате все участники Л. с. приняли американский план в отношении Германии.

Л. с. закрылось 1. VI. В опубликованном 2. VI кратком коммюнике указывалось, что приняты "согласованные рекомендации по всем затронутым вопросам", подлежащие одобрению правительствами стран - участниц Л. с. Содержание некоторых из этих рекомендаций было опубликовано 7. VI.

Уже первый пункт решения Л. с. - об участии стран Бенилюкса в разработке политики в отношении Германии - явно нарушал Потсдамское соглашение, предоставившее эти права только четырём оккупирующим державам.

Следующий пункт лондонских рекомендаций был посвящен "роли германской экономики в экономике Европы". Эту проблему Л. с. "решило" включением Западной Германии в "план Маршалла", т. е. отказалось рассматривать Германию как единое экономическое целое. Выработанная Л. с. схема т. н. "международного контроля над Руром" предусматривала создание международного органа, в котором 9 мест из 15 приходилось на долю представителей США, Англии и назначаемых этими же двумя державами германских представителей, а остальные 6 мест делились между Францией (3 места) и странами Бенилюкса (3 места). Такая система "контроля" закрепляла безраздельное господство американских монополий и подчинённых им немецких магнатов над Руром, тем более что контроль распространялся лишь на распределение рурского угля, кокса и стали, но отнюдь не на их производство. Вопрос же о ликвидации трестов и картелей в Руре, о передаче рурской промышленности в руки немецкого народа и не ставился на Л. с. Также были обойдены молчанием и репарационные обязательства Германии.

Рекомендации Л. с. содержали, далее, план завершающего акта расчленения Германии-создания марионеточного западногерманского правительства.

Игнорируя задачи демилитаризации и демократизации Германии, ни слова не говоря о подготовке мирного договора с ней, участники Л. с. решили вместо этого ввести в западных зонах т. н. "оккупационный статут" с целью произвольно продлить оккупацию Германии.

Решения Л. с. далеко не ограничились теми, которые были преданы гласности в официальных коммюнике. В соответствии с решениями Л. с. было проведено присоединение Саара к Франции, отторжение от Германии ряда районов в пользу Голландии, Бельгии и Люксембурга и другие действия.

Перед лицом раскольнической политики западных держав 23-24. VI в Варшаве по инициативе Советского Союза (совместно с Польшей) было созвано совещание министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии, которое выступило с разоблачением подлинного смысла лондонских решений. Констатировав, что решения Л. с. являются грубым нарушением Ялтинского и Потсдамского соглашений, восемь министров заявили от имени своих правительств, что отказываются признать за решениями Л. с. "законную силу и какой-либо моральный авторитет". Со своей стороны участники Варшавского совещания выдвинули положительную программу неотложных мер, необходимых для разрешения германской проблемы: 1) Проведение, по соглашению между Советским Союзом, Великобританией, Францией и Соединёнными Штатами, мероприятий, обеспечивающих завершение демилитаризации Германии. 2) Установление на определённый срок контроля этих четырёх держав над рурской тяжёлой промышленностью с целью развития мирных отраслей рурской промышленности и недопущения восстановления военного потенциала Германии. 3) Образование, по соглашению между оккупирующими державами, временного демократического миролюбивого общегерманского правительства из представителей демократических партий и организаций Германии в целях создания гарантии от повторения германской агрессии. 4) Заключение мирного договора с Германией соответственно Потсдамским решениям, с тем чтобы оккупационные войска всех держав были выведены из Германии в годичный срок после заключения договора. 5) Выработка мероприятий по выполнению Германией её репарационных обязательств.

Предложенный в решениях Варшавского совещания восьми министров иностранных дел единствен\' но возможный путь урегулирования германского вопроса был, однако, отвергнут Соединёнными Штатами, Великобританией и Францией. Они стали на путь поспешного проведения в жизнь незаконных, раскольнических решений Л. с.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1948.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЛОНДОНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948" в других словарях:

  • Лондонское совещание шести держав — 1948 года  конференция, состоявшаяся в Лондоне с участием трёх западных оккупационных держав (Великобритания, США и Франция) и стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) как непосредственных соседей Западной Германии, подготовившая… …   Википедия

  • СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ — учреждён по решению Потсдамской конференции 1945 (см.); состоит из министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции и Китая и имеет своей целью необходимую подготовительную работу по мирному урегулированию . В частности, в качестве… …   Дипломатический словарь

  • СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ — агрессивный империалистический блок во главе с США, направленный на разжигание третьей мировой войны против Советского Союза и стран народной демократии; договор о С. а. с. подписан 4. IV 1949. Подготовка к созданию агрессивного антисоветского… …   Дипломатический словарь

  • СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (СМИД) — – международный орган пяти великих держав (СССР, Китая, США, Англии и Франции), учреждённый Потсдамской конференцией (см.) для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию и для обсуждения других вопросов, которые по… …   Советский юридический словарь

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • МАРШАЛЛ, Джордж Кэтлетт — (р. 1880), генерал государственный секретарь США с января 1947 по январь 1949. М. родился в семье торговца. Получил военное образование, после чего служил в качестве офицера американской армии на Филиппинах. Во время первой мировой войны М. был… …   Дипломатический словарь

  • ТРУМЭН, Гарри — (р. 1884) президент США с 1945, член демократической партии. Т. родился в штате Миссури, получил юридическое образование. В 1934 он был избран в сенат США, а в 1940 переизбран на новый срок. Т. был членом нескольких комиссий сената США по… …   Дипломатический словарь

  • Берлинский воздушный мост — Берлинцы наблюдают за посадкой «изюмного бомбардировщика» в аэропорту Темпельхоф. 1948 Берлинский воздушный мост (нем.  …   Википедия

  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв …   Советская историческая энциклопедия

  • ИНДОНЕЗИЯ — Республика Индонезия (Republik Indonesia), гос во в Юго Вост. Азии, на о вах Малайского архипелага. Площ. 1904,3 тыс. км2. Нас. ок. 98 млн. чел. (1962). Столица г. Джакарта. Нас. говорит более чем на 150 языках и диалектах. Гос. язык… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»