- СОЛСБЕРИ, Роберт Артур, Сесиль
-
(1830-1903), маркиз - английский государственный деятель и дипломат.С. происходил из старинной аристократической семьи Сесиль-Солсбери. В 1853 С. был избран в палату общин от консервативной партии (в 1868, после смерти отца, он перешёл в палату лордов). В 1866-67 и 1874-78 С. был министром по делам Индии в кабинетах Дерби и Биконсфильда.Дипломатическая деятельность С. началась во время восточного кризиса 1875-78, когда С. был послан в Константинополь для участия в конференции держав по вопросу о реформах в Турции (1876). В марте 1878 С. заменил Э. Дерби (см.) на посту министра иностранных дел и немедленно заявил резкий протест против условий подписанного Россией и Турцией Сан-Стефанского мирного договора (см.). Не желая, однако, доводить дело до войны с Россией, С. рассчитывал запугать её и заставить пойти на пересмотр русско-турецкого договора. Царское правительство в свою очередь предпочитало договориться с Англией ещё до созыва общеевропейского конгресса. Результатом переговоров явилась конвенция Шувалова - Солсбери, предопределившая основные решения Берлинского конгресса 1878 (см.); в работе этого конгресса С. участвовал в качестве второго уполномоченного Англии.В 1880 С. вместе со всем кабинетом вышел в отставку, а год спустя, после смерти Биконсфильда, возглавил консервативную партию, находившуюся тогда в оппозиции. С июня 1885 по январь 1886 и с августа 1886 по август 1892 С. был премьер-министром. Он проводил энергичную империалистическую политику. В эти годы Англия захватила обширные территории в Африке: Занзибар, Биту, земли между Анголой и Мозамбиком (Родезия), и заключила ряд договоров и соглашений с Германией, Францией, Португалией, Бельгией и Италией о разделе африканских колоний. Главными противниками Англии С. считал в это время Россию и Францию, для борьбы с которыми он рассчитывал использовать Германию и возглавляемый ею Тройственный союз (см.). В 1887 Англия приняла участие в соглашении с членами этого блока - Австро-Венгрией и Италией - о сохранении статус кво в Средиземном море (см. Средиземноморская Антанта).С. принадлежал к традиционной школе британской дипломатии, верившей в "политику равновесия" и считавшей, что промышленная гегемония и морское могущество Англии позволяют ей сохранять свободу рук и не связывать себя постоянными союзами до того момента, как в них возникает непосредственная необходимость. Поэтому С. неоднократно отказывался от предложений Бисмарка примкнуть к Тройственному союзу. Только позднее, находясь во главе своего третьего кабинета (1896-1902), С. постепенно начал отходить от этой линии английской политики, которую он сам назвал политикой "блестящей изоляции" (см.).По своим личным качествам С. как нельзя более подходил для проведения политики "блестящей изоляции". Медлительный и осторожный, С. умел выждать благоприятный момент для проведения своих планов. Он разгадывал хитроумные комбинации своих контрагентов, в т. ч. Бисмарка, не раз пытавшегося столкнуть Англию с Россией. Однако соперничество этих двух стран в Средней Азии часто приводило при С. к обострению русско-английских отношений. С Францией Англия находилась в длительном конфликте из-за Египта и колониальных споров в Центральной Африке и Индо-Китае. При С. продолжали ухудшаться отношения Англии с Турцией, недовольной захватом Египта и всё более подпадавшей под влияние Германия.В июне 1895 С. в третий раз стал премьер-министром, оставив за собой (до 1900) и пост министра иностранных дел. Колониальная экспансия по-прежнему стояла в центре внимания правительства. Душой кабинета С. стал министр колоний Д. Чемберлен (см.).С, ранее маскировавший британскую экспансию на Ближнем Востоке декларациями о "защите целостности Оттоманской империи", предложил в 1895 Вильгельму II план раздела Турции, по которому Англия должна была получить Месопотамию и Аравию. Германия, выступавшая в роли покровительницы султана, не поддержала планов С. Под давлением России С. пришлось отказаться и от своего намерения ввести английский флот в Дарданеллы.Откровенным проявлением колониальной экспансии правительства С. был организованный министром колоний Д. Чемберленом и С. Родсом в конце 1895 набег отряда под командой английского агента Джемисона (см.) на бурскую республику Трансвааль. Этот акт послужил поводом для обострения англо-германских отношений, проявившегося особенно ярко, когда, в связи с отражением налёта англичан, Вильгельм II послал поздравительную телеграмму президенту Трансвааля Крюгеру (см.). Одновременно С. продолжал войну с махдистами в Судане. В результате завоевания этой страны английские войска вышли к верховьям Нила, здесь в Фашоде они встретились с французским отрядом Маршана. Возникший острый дипломатический конфликт завершился отступлением Франции (см. Фашодский конфликт). Соглашение, подписанное в 1899 С. и французским послом П. Камбоном, о разграничении владений Англии и Франции в Центральной и Восточной Африке послужило исходным пунктом сближения этих двух стран.В конце 90-х годов 19 в., готовясь к войне с бурами, С. убедился в невозможности продолжать политику сохранения свободы рук. Промышленное и торговое превосходство Англии уже не было столь явным. Германия, нередко служившая опорой Англии на континенте, приступила к активной колониальной политике и строительству большого военного флота. Дипломатический конфликт в связи с набегом Джемисона, когда дело едва не дошло до разрыва между Англией и Германией, также показал С. опасность дальнейшей самоизоляции для Англии, которая превращалась в вынужденную изоляцию. В начале 1898 С. сделал шаг, означавший разрыв с вековой традицией английской дипломатии, - он предложил России широкое соглашение. Проект С. включал планы раздела Китая и Оттоманской империи; в русскую сферу влияния С. предлагал включить на Ближнем Востоке Турцию и её владения до Багдада, на Дальнем Востоке - долину р. Хуанхэ и всю китайскую территорию к северу от неё. Англия претендовала на долину р. Янцзы, а также на все турецкие владения в Азии и Африке. Соглашение с Англией означало бы одобрение Россией британской политики в Египте и тяжело отозвалось бы на отношениях России с Францией. Русская дипломатия отнеслась с недоверием к предложениям С, и соглашение не состоялось. Несколько месяцев спустя правительство С. предложило Германии заключить договор о союзе, чтобы направить германскую агрессию против России. Англо-германские переговоры не привели к соглашению, но в связи с подготовкой войны против буров С. вынужден был пойти на ряд уступок Германии (см. <<Англо-германские переговоры 1898-1901 и Англо-германский договор 1898>>).В ноябре 1899 кабинет С. уступил Германии два крупных острова Самоанского архипелага. С. не препятствовал получению немцами новой концессии на строительство ветки Багдадской ж. д. Он также стремился в эти годы смягчить колониальные споры с Францией и смотрел сквозь пальцы на распространение её влияния в Марокко. С. пошёл навстречу и США, когда американцы потребовали заключения нового договора о статуте зоны Панамского канала (см. <<Гей-Паунсфота договор 1901>>). С целью связать силы России я защитить интересы Англии на Дальнем Востоке чужими руками С. заключил союз с Японией сроком на 5 лет (см. Англо-японский союз). Противоречия между континентальными державами в сочетании с осторожной политикой С. позволили Англии успешно закончить затянувшуюся войну с бурами. Но военные неудачи великой державы в борьбе с небольшими бурскими республиками подорвали международный престиж Англии. Через несколько недель после подписания мира в Верейнингене, в июле 1902, С. вышел в отставку, уступив свой пост Бальфуру (см.).
Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.