РУССКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ


РУССКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
- 1) Р.-к. д. 1896 о союзе и о постройке КВЖД-подписан I. VI b Москве со стороны России министром иностранных дел А. Б. Лобановым-Ростовским и министром финансов С. Ю. Витте, а со стороны Китая чрезвычайным послом Ли Хун-чмсаном (см.).

В 1891 русское правительство приступило к строительству Великого Сибирского пути. С помощью этой дороги оно рассчитывало открыть китайский рынок для русской торговли и упрочить военно-стратегические позиции России на Тихом океане, где русские оборонительные возможности были до этого чрезвычайно слабыми. Транссибирская дорога должна была лишить Англию её господствующего положения в Китае и предотвратить японскую агрессию против Кореи.

Строительство Транссибирской магистрали ещё было далеко от завершения, когда Япония, одержав победу над Китаем в войне 1894-95, приблизилась к осуществлению своих планов в Корее (см. Симоносекский мирный договор 1895). В связи с этим усилились японо-русские противоречия, а также обострилась борьба между великими державами за сферы влияния и концессии (особенно железнодорожные) в Китае. Япония притязала на строительство железной дороги от Фузана (Корея) до Пекина. Германия требовала базу на побережье Китая. Франция получила концессию на продолжение своей железной дороги из Аннама в Юньнань. США добивались железнодорожной концессии в Манчжурии и т. д.

Россия в свою очередь решила добиваться согласия Китая на продолжение строительства Сибирской ж. д. по прямой через Манчжурию к Владивостоку (ранее предполагалось вести линию по Амурской дуге). По мысли Витте, осуществление этого проекта должно было обеспечить быструю переброску русских войск, передать в руки России ж.-д. строительство также и в Северном Китае, подчинить русскому влиянию всю экономику Манчжурии и торговлю прилегающих к ней провинций.

Намерениям Витте препятствовали державы, которые одновременно с Россией наперебой предлагали Китаю свои проекты строительства железных дорог., Начавшиеся в апреле 1896 в Пекине русско-китайские переговоры вскоре зашли в тупик, но после перенесения их в Петербург, где вмешательство других держав было слабее, Ли Хун-чжан довольно быстро склонился к принятию основной части русского предложения. Ускорению переговоров способствовала также прямая взятка в 3 млн. руб., которую Витте предложил Ли Хун-чжану. В результате и был подписан Р.-к. д., в общем полностью удовлетворявший Россию.

Ст. I Р.-к. д. предусматривала военный союз, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею, причём оговаривалось, что во время военных действий все порты Китая "будут, в случае необходимости, открыты для русских военных судов" (ст. III). Основной задачей русско-китайского оборонительного союза было предотвращение нового появления Японии на континенте.

Основой Р.-к. д. являлась концессия на строительство и эксплуатацию КВЖД (см.). В договоре указывалось, что сооружение этой железнодорожной линии через Манчжурию предпринимается с целью облегчения доступа русским войскам в угрожаемые пункты. Оговаривалось, что сооружение дороги не может служить предлогом для захвата китайской территории (ст. IV). Россия получала право транзита своих войск по этой дороге как в военное, так и в мирное время (ст. V).

Р.-к. д. и контракт на постройку и эксплуатацию КВЖД, заключённый 8. IX 1896 между Русско-китайским банком и правительством Китая, предоставляли России широкие возможности для экономического и политического внедрения в Манчжурию.

В 1898 Россия предприняла новый шаг в Манчжурии, добившись аренды Порт-Артура и Дальнего. Это ещё более обострило империалистические противоречия на Дальнем Востоке (см. Русско-китайская конвенция 1898).

2) Р.-к. конвенция 1898 о предоставлении России в арендное пользование Порт-Артура (Люшунькоу) и Дальнего (Даляньваня) и о разрешении провести к этим портам ж.-д. магистраль от одного из пунктов КВЖД - подписана 27. III в Пекине русским поверенным в делах А. Павловым и членом китайского министерства иностранных дел Ли Хун-чжаном.

Стремление России получить незамерзающий порт на Жёлтом море обнаружилось ещё в 1896 во время переговоров С. Ю. Витте с Ли Хун-чжаном. Тогда это стремление не было осуществлено из-за категорического отказа Китая. Однако в конце 1897 в связи с германским захватом Цзяочжоу (3. XI) Ли Хун-чжан обратился за помощью к русской миссии. Ответ не оставлял сомнений в том. что помощь может быть оказана лишь в случае удовлетворительного разрешения интересующих Россию вопросов (ж.-д. строительство в Манчжурии и др.). Китай принял русские условия, но Германия заручилась поддержкой Англии, стремившейся в свою очередь столкнуть её с Россией, и русская дипломатия, хотя и выступила с протестом против германской акции, была вынуждена отступить: немецкие войска остались в Цзяочжоу.

Но теперь русское правительство решило более не откладывать осуществления своего плана в отношении Порт-Артура и Дальнего. События, развернувшиеся в декабре 1897, благоприятствовали России. Китаю срочно потребовался новый заём для уплаты Японии второго взноса контрибуции, установленной Симоносекским мирным договором. 2. XII Ли Хун-чжан обратился к Витте с просьбой о займе. Витте в телеграмме от 4. XII 1897 согласился удовлетворить китайскую просьбу, но лишь при условии предоставления России порта на берегу Жёлтого моря и передачи ей железнодорожной и промышленной монополии в Манчжурии и Монголии. За день до этого, З. XП 1897, русские военные эскадры вошли в Порт-Артур и Дальний, подкрепив таким образом требования России военной угрозой.

Возможность принятия Китаем русских экономических требований и, следовательно, закрытия Манчжурии для других держав чрезвычайно испугала Англию. Английское правительство немедленно заявило о своём твёрдом решении "любой ценой и, если нужно, силою удержать китайский рынок открытым для себя". Вслед за тем английский посланник заявил китайскому министерству иностранных дел протест против заключения Китаем займа в России и предложил устроить английский заём на льготных условиях. Одновременно английский флот сосредоточился в Гамильтоне, а часть его вошла в Порт-Артур.

Стремясь достичь соглашения с Англией, царское правительство несколько отступило от максимальных требований Витте и сняло свои возражения против предоставления Англией займа Китаю. В свою очередь Англия не была заинтересована в углублении конфликта, ибо перед лицом усиления германской экспансии искала сближения с Россией как на Дальнем, так и на Ближнем Востоке. Ввиду этого M. H. Муравьёву (см.) удалось достигнуть соглашения с Англией, которая обещала не препятствовать стремлению России получить арендные права на занятые ею порты и концессию на сооружение дороги к ним.

Япония, добившись уступки от России в корейском вопросе и к тому же лишённая английской поддержки, не могла противодействовать России.

3. III 1898 (после заключения 1. III англо-китайского соглашения о займе) Россия приступила в Пекине к переговорам, которые вскоре и завершились подписанием Р.-к. к.

Согласно Р.-к. к. Россия получила в арендное ("полное и исключительное") пользование на 25 лет Порт-Артур и Дальний вместе с прилегающим водным и территориальным пространством. Указывалось, однако, что аренда не нарушит верховных прав Китая на данную территорию (ст. I, II и III). В руки русских властей полностью передавалось военное и высшее гражданское управление на арендуемых территориях. Китайские военно-сухопутные силы туда не допускались. К северу от арендуемого участка устанавливалась нейтральная зона, где сохранялось китайское управление. Тем не менее китайские войска могли допускаться туда лишь "по согласию с русскими властями" (ст. V).

Согласно дополнительному протоколу, подписанному 7. V 1898, правительство Китая обязалось не уступать иностранцам без согласия России ни одного участка земли нейтральной зоны, не открывать для торговли ни одного из портов восточного и западного берегов этой зоны и не предоставлять иностранцам железнодорожных, горнорудных и промышленных концессий.

Порт-Артур как исключительно военный порт России и Китая объявлялся закрытым для судов всех других держав. Во все бухты Дальнего, за исключением одной (предназначенной для России и Китая), доступ торговых судов всех наций объявлялся свободным (ст. VI).

Общество КВЖД получало право на строительство соединительной ветви от одной из станций магистральной линии до Дальнего, а также, "если в том окажется необходимость, до другою... пункта... между городом Инцзы и устьем реки Ялу" (ст. VIII).

Путём упрочения своих позиций в Корее японское правительство пыталось нейтрализовать и предотвратить дальнейшие успехи России в Манчжурии. В результате малоуспешных действий Японии в этом направлении было подписано в 1898 русско-японское соглашение по корейскому вопросу (см. <<Ниси-Роpена протокол>>). Лишь впоследствии, заручившись союзным договором с Англией (см. <<Англо-японский союз и Русско-китайское соглашение 1902>>), Япония взяла курс на войну с Россией, в итоге которой русские успехи, зафиксированные Р.-к. к., были ликвидированы (см. Портсмутский мирный договор 1905).

Проблемы Порт-Артура и Дальнего были разрешены в интересах СССР и Китая лишь советско-китайским договором 1945 (см.), способствовавшим также упрочению всеобщего мира и безопасности.

3) Р.-к. с. 1902 о Манчжурии - подписано 26. III в Пекине русским посланником в Китае П. Лессаром и представителем китайского министерства иностранных дел Цином и др.

Под предлогом защиты иностранных посольств в Китае, где в 1899-1900 развернулось народное антиимпериалистическое движение, Англия, Франция, Германия, США, Россия и другие державы предприняли вооружённую интервенцию (см. <<"Боксёрский протокол" 1901>>). Используя эту интервенцию и ссылаясь на то, что повстанцы разрушили значительную часть КВЖД, Россия к осени 1900 оккупировала всю Манчжурию. Вскоре после этого она вывела свои войска из Пекина, расчищая почву для своих сепаратных переговоров с Китаем о Манчжурии, которую она намеревалась таким образом полностью закрепить за собой.

Переговоры начались в январе 1901. Ли Хун-чжану (см.) был предложен проект соглашения, который налагал на Китай следующие обязательства: 1) не предоставлять иностранцам каких-либо концессий в Манчжурии, Монголии и во всех пограничных с Россией провинциях Западного Китая; 2) возместить России убытки за интервенцию посредством предоставления обществу КВЖД новых концессий и в частности путём предоставления этому обществу концессий на постройку железной дороги до Пекина (от КВЖД); 3) вывести китайские войска из Манчжурии и не вводить их туда впредь до полного окончания постройки КВЖД, а после этого определить их число по соглашению с Россией; 4) осуществлять смену местных властей в Манчжурии по первому требованию русского правительства. В случае принятия этих условий и подписания на их базе русско-китайского соглашения Ли Хун-чжану была обещана взятка в 1 млн. руб.

Китайский дипломат безоговорочно принял требования России, но немедленно сообщил о них державам. В связи с этим в феврале 1901 Англия, Япония, США, Германия и Италия заявили протест китайскому правительству, требуя отклонения русских условий. Ссылаясь на протесты держав, китайское правительство 24. III сообщило, что вынуждено отказаться от предложенного Россией договора.

России пришлось отступить. 6. IV 1901 министр иностранных дел Ламздорф опубликовал декларацию, в которой сообщалось, что Россия, намереваясь подписать Р.-к. с, хотела этим лишь ускорить эвакуацию своих войск из Манчжурии, но что в связи с протестами держав готова "спокойно ждать дальнейшего хода событий".

В августе 1901, незначительно уступив в своих первоначальных требованиях, Витте сообщил Ли Хун-чжану о согласии России вывести войска из Манчжурии, если Китай предварительно подпишет с Русско-китайским банком специальное соглашение, по которому обяжется "не давать никому в Манчжурии никаких железнодорожных и промышленных концессий, не предложив их банку".

Ли Хун-чжан повторил свой маневр. О требованиях Петербурга он информировал Токио и Лондон и дождался заявления японского министра иностранных дел (13. X 1901), который выражал свою "озабоченность" возобновлением русско-китайских переговоров о Манчжурии. После этого Ли Хун-чжан сделал заявления русскому послу и представителю Русско-китайского банка: первому - что Китай намерен подписать договор о выводе русских войск из Манчжурии, а второму - что предоставление монополий на концессии неизбежно вызовет протесты держав.

В переговорах вновь наступил перерыв, чему, между прочим, способствовала смерть Ли Хун-чжана (в ноябре 1901), маневры которого так и не были разгаданы в Петербурге.

Для России было совершенной неожиданностью подписание 30. I 1902 англо-японского союза (см.). Последовавшие затем решительный отказ Китая заключить соглашение с Русско-китайским банком, протест США против намерения России монополизировать право на концессии в Манчжурии и угроза войны с Японией, ставшая теперь вполне реальной, заставили Россию отказаться от соглашения о концессиях и подписать Р.-к. с. с поправками, предложенными китайским правительством.

Ст. I Р.-к. с. полностью восстанавливала власть китайского правительства в Манчжурии, признававшейся "составной частью Китайской империи". Ст. II обязывала Россию в течение полутора лет (в 3 срока) вывести свои войска из Манчжурии. Однако оговаривалось, что это обязательство Россия выполнит лишь в том случае, если в Манчжурии "не возникнет смут и образ действий других держав тому не воспрепятствует" (эту важную оговорку китайские дипломаты согласились внести лишь после того, как им была дана взятка в 40 тыс. руб.). По ст. III впредь до окончания эвакуации русских войск численность и места расположения китайских войск в Манчжурии подлежали определению по соглашению между русскими военными и местными китайскими властями. После этого всякое увеличение или уменьшение числа китайских войск в Манчжурии могло быть произведено "при своевременном о сем оповещении русского правительства". Ст. IV особо оговаривала вопрос о железнодорожной магистрали Шанхайгуань - Инкоу - Синьминьтин, которую русское правительство обязывалось возвратить собственникам. Правительство Китая в свою очередь обязывалось охранять эту линию лишь своими собственными военными силами и не приглашать других держав, кроме России, участвовать в достройке и эксплуатации их, а также не позволять им занимать возвращённую русскими территорию.

Все прежние русско-китайские договоры, не изменённые Р.-к. с, оставались в силе.

Таким образом, Р.-к. с, являясь вынужденной уступкой со стороны России, не ликвидировало острых противоречий держав на Дальнем Востоке и всего лишь на два года отсрочило русско-японскую войну, завершившуюся Портсмутским мирным договором 1905 (см.).

4) Р.-к. декларация 1913 об автономии Внешней Монголии - подписана 5. XI в Пекине русским посланником в Китае Крупенским и китайским министром иностранных дел Сун Бао-ци.

После заключения русско-монгольского соглашения 1912 (см.) китайское правительство заявило через русского посланника в Пекине протест и потребовало отмены этого соглашения. Одновременно китайский президент Юань Ши-кай пытался путём дипломатического нажима на Богдо-гегена (см.) добиться его отказа от автономии. Конфликт повёл за собой продолжительные русско-китайские переговоры, в результате которых Китай согласился на подписание Р.-к. д.

Согласно Р.-к. д., в основу которой было положено русско-монгольское соглашение 1912, Китай признал автономию Внешней Монголии, а Россия-сюзеренитет Китая над ней. Обе стороны обязались воздерживаться от ввода войск в Монголию и от "всякой колонизации этой страны". Было оговорено право монголов самим осуществлять своё внутреннее управление. Китай не должен был содержать во Внешней Монголии никаких гражданских или военных властей и обязался не вмешиваться в дела монгольской торговли и промышленности. Китай принимал посредничество России в деле установления отношений с Внешней Монголией.

В приложенных к Р.-к. д. нотах, которыми обменялись Крупенский и Сун Бао-ци, устанавливалось, что Россия признаёт Внешнюю Монголию в качестве части китайской территории, и предусматривались трёхсторонние переговоры по политическим и территориальным вопросам, связанным с Монголией.

Дальнейшим этапом в развитии русско-китайских отношений в монгольском вопросе явилось русско-китайско-монгольское соглашение 1915 (см.) об автономии Внешней Монголии.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1948.

Смотреть что такое "РУССКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ" в других словарях:

  • СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) С. к. с. 1924 об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой подписано 31. V в Пекине. Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство, объявив об… …   Дипломатический словарь

  • ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) Я. к. конвенция 1885, или конвенция Ито Ли по вопросу о Корее, подписана 18. IV в Тяньцзине от Японии графом Ито, от Китая Ли Хун чжаном. После неудачной попытки осуществить в Корее государственный переворот (1884) японское правительство… …   Дипломатический словарь

  • ЯПОНО-КОРЕЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) Я. к. д. 1876, т. н. Канхоаский, подписан 26. II на о. Канхоа близ Сеула. Это был первый неравноправный договор, навязанный Корее Японией, которая сама ещё была в то время связана неравноправными договорами. В самурайских кругах Японии… …   Дипломатический словарь

  • Русско-японская война 1904-5 — Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… …   Википедия

  • Русско-японская война 1904 - 1905 — Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… …   Википедия

  • Русско-японская война 1904—1905 — Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… …   Википедия

  • Русско-японская война — Верх: Крейсер «Паллада» под обстрелом в гавани Порт Артура. Слева по часовой стрелке: японская пехота на мосту через реку Ялу, рус …   Википедия

  • Русско-китайская конвенция (1898) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пекинский договор. В Викитеке есть тексты по теме …   Википедия

  • Российско-китайские отношения — Российско китайские отношения …   Википедия

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.