- ВИТАЛИЗМ
- ВИТАЛИЗМ
(франц. vitalisme, от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой), идеалистич. течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. В. берёт начало от первобытного анимизма — представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях крупнейших античных философов: Платона — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля — об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место ме-ханистич. пониманию явлений как неорганич., так и органич. мира. В 17 в. появилось дуалистич. учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистич. концепцию развил в нач. 18 в. Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, к-рая и обеспечивает их целесообразное устройство. В нач. 19 в. виталистич. идеи возродились как реакция на упрощённые ме-ханистич. представления франц. материалистов 18 в. Нематериальное начало жизни Г. Р. Тревиранус назвал жизненной силой (vis vitalis — отсюда и назв. всего направления). Виталистич. взгляды И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, к-рая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиол. идеализму. Во 2-й пол. 19 в. вульгарный механистич. материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был X. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет т. н. энтелехия (нечто, в самом себе несущее пель), к-рая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и др. виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Утверждая несводимость жизни к совокупности химич., физич. и механич. явлений, отделяя живую природу от неживой, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование историч. метода (напр., отрицание X. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина). В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюц. представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции (напр., психоламаркизм, творческая эволюция А. Бергсона и др.). Возрождение время от времени виталистич. воззрений связано со сложностью жизненных явлений, нерешённостью тех или иных биол. проблем, реакцией на механистич. теории, исходными идеалистич. установками нек-рых философов и естествоиспытателей..(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)
.