ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
(научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.— формирование ассоциативных связей, к-рые могут видоизменяться или разрушаться при изменении условий жизни особи (способность к забыванию не менее важна для обеспечения гибкости и приспособительности поведения, чем само О.). Осн. варианты ассоциативного О.— условный рефлекс и инструментальный (оперантный) рефлекс. При выработке условного рефлекса любой первоначально нейтральный для животного условный раздражитель (напр., звук звонка), неоднократно сочетаясь во времени с естеств. безусловным раздражителем (позитивным, напр. пища, или негативным, напр. болевое воздействие), становится опережающим сигналом ещё не наступивших жизненно важных событий. При выработке инструментального рефлекса животное должно выполнить ранее несвойственное ему действие, чтобы избежать дискомфорта или получить вознаграждение. Напр., крыса учится способом проб и ошибок открывать задвижку, чтобы освободиться. К неассоциативным формам О. относится привыкание (габитуация): стимул, первоначально вызывающий реакцию особи, постепенно становится незначимым для неё. Напр., любой движущийся объект (падающий лист, пролетающая птица) вызывает ориентировочный рефлекс или затаивание у молодого и неопытного животного до тех пор, пока не произойдёт привыкание к такого рода несущественным раздражителям. В процессе ознакомления особи с окружающей обстановкой происходит скрытое (латентное) О.: крыса, однажды имевшая возможность долго обследовать лабиринт, в последующих экспериментах ориентируется здесь лучше, чем та, к-рая до опыта находилась в лабиринте лишь короткое время. Особый тип О.— подражание (имитация), лежащее, напр., в основе формирования песни у мн. видов птиц. Наиб, устойчивые во времени энграммы возникают в процессе импринтинга. Способность к О. неодинакова у животных разного филогенетич. уровня. Простейшие в лучшем случае способны к привыканию. Для большинства высших беспозвоночных характерна условнорефлекторная деятельность. У головоногих моллюсков вырабатываются инструментальные рефлексы. У позвоночных индивидуальные различия в способности к О. нередко детерминированы генетически. Генетически обусловленная и развитая воспитанием способность к высшим формам О. лежит в основе всей рациональной деятельности человека и преемственности многовековой культуры.
.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

  • ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное …   Толковый словарь Ушакова

  • обучение — См …   Словарь синонимов

  • обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ОБУЧЕНИЕ — в психологии процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно психические процессы. Легче и лучше всего… …   Философская энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… …   Справочник технического переводчика

  • ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»