- Санкт-Петербург
-
Город федерального значения, центр Ленинградской области, город-герой. Важнейший после Москвы экономический, научный и культурный центр; морской порт.
Герб Санкт-Петербурга. "В красном поле два серебряных якоря, положенные крестом, и на них золотой скипетр". Высочайше утверждён 7.5.1780Расположен на северо-западе Европейской части России на р. Нева и побережье Невской губы Финского залива Балтийского моря, а также на многочисленных островах Невской дельты. Территория 606,8 км2 (1993; включая территории, подчинённые Санкт-Петербургской мэрии, - 1,4 тыс. км2). Делится на 17 районов; мэрии С.-П. подчинены города Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и 17 посёлков городского типа. Население 4436,7 тыс. человек (1992; включая населённые пункты, подчинённые Санкт-Петербургской мэрии, - 5003,8 тыс. человек) (1265 тыс. в 1897; 1614 тыс. в 1926; 3015 тыс. в 1939; 3003 тыс. в 1959; 3513 тыс. в 1970; 4073 тыс. в 1979).
Большая часть территории С.-П. расположена в пределах Приневской низменности. Наиболее возвышенные части С.-П. - на южной и юго-западной окраинах - в районе Дудергофских (высота до 176 м над уровнем моря) и Пулковских (до 75 м) высот; на севере - Парголовские (до 60 м) к востоку от С.-П. - Колтушские (до 50 м) высоты. Большая часть городской территории - плоская равнина (высота от 3-4 м и ниже до 30 м над уровнем моря), слабо наклонённая в сторону Финского залива и р. Нева. Значительная часть территории (острова дельты Невы, приморская полоса между Финским заливом и линией Балтийской железной дороги, левобережье Невы до Фонтанки) подвержена опасности наводнений. Катастрофический характер наводнения носили 7 ноября 1824 (подъём уровня воды выше ординара на 3,75 м) и 23 сентября 1924 (3,69 м). В конце XIX в. в дельте Невы было 49 рек и каналов и около 15 различных проток, образующих 101 остров; к 1975 в результате засыпки водотоков осталось 42 острова. Самые крупные из них: Васильевский (10,9 км2), острова Петербургской стороны (6,2 км2), Декабристов (Голодай; 3,8 км2), а также Кировские (Каменный, Крестовский, Елагин), Аптекарский. Ныне в черте С.-П. 45 рек, рукавов, проток и около 40 искусственных каналов общей протяжённостью около 300 км, а также около 100 водоёмов (озёр, прудов и искусственных бассейнов). Протяжённость р. Нева в черте города 28 км.
Климат С.-П. морской, с чертами континентального. Частые смены воздушных масс, прохождение многочисленных атмосферных фронтов (в среднем 180 в год) и циклонов определяют неустойчивую погоду во все сезоны. Зима умеренно мягкая, продолжительная, с преобладанием умеренно морозной, преимущественно облачной погоды, часты оттепели; средняя температура самых холодных месяцев - января и февраля -7,8°C: снежный покров - со второй половины ноября до середины апреля. Лето умеренно тёплое, со сменой солнечных и дождливых дней; средняя температура июля 17,8°C. В первой половине лета в С.-П. наблюдаются "белые ночи" наиболее ярко выраженные с 11 июня по 2 июля. Осадков около 620 мм в год, преимущественно в июне - августе. Средняя годовая относительная влажность воздуха около 80%. В центральных районах С.-П. сформировался городской микроклимат, здесь теплее, чем на окраинах (в среднем на 0,6-0,7°C).
Территория, на которой расположен С.-П., в IX-X вв. принадлежала новгородцам; с XIII в. известна под названием Ижорская земля. В начале XVII в. невские берега были захвачены шведами (бассейн Невы вошёл в состав провинции Ингерманландия).
В ходе Северной войны со Швецией (1700-21) шведы в августе 1702 потерпели поражение на р. Ижора, в октябре 1702 русские войска взяли крепость Нотебург (ныне - Шлиссельбург), а 1 мая 1703 - крепость Ниеншанц (в устье р. Охта). В апреле 1703 Пётр I определил место для строительства русской крепости, названной Санкт-Питер-Бурх (крепость Св. Петра), - Заячий остров. План будущей крепости был начерчен Петром I, работы по её строительству под руководством А. Д. Меншикова начались 16(27) мая 1703. 29 июня 1703 в крепости был заложен деревянный храм Петра и Павла, позднее крепость стала называться Петропавловской, а будущий город - Санкт-Питер-Бурхом (в 1703 в документах встречаются также название Питер-пол, Петрополь). К осени 1703 строительство земляных укреплений крепости в основном было завершено. В ноябре 1703 в С.-П. прибыл первый торговый корабль из Голландии. Зимой 1703-04 в Финском заливе близ острова Котлин сооружён форт Кроншлот. В 1704 на левом берегу Невы заложено Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью, в 1705 вокруг него сооружены укрепления Адмиралтейской крепости. Под защитой этих крепостей началось строительство города. Работами руководили первый генерал-губернатор С.-П. Меншиков и первый архитектор города Д. Трезини. В 1706 учреждена "Канцелярия городовых дел" ведавшая всеми строительными работами. Первоначально городской центр формировался на правом берегу Невы, на Петербургском (первоначально Берёзовом) острове. Здесь, близ домика Петра I, находились палаты Меншикова, дома высших сановников, торговые заведения, Мытный двор, деревянный собор Св. Троицы, здания Сената, коллегий, типографии, Гостиного двора и др. Другой центр застройки возник на левом берегу Невы, вокруг Адмиралтейской крепости, и выше по реке. Адмиралтейский остров и Московская сторона оказались наиболее удобными территориями для развития города.
С 1708 С.-П. - центр Ингерманландской, с 1710 - Санкт-Петербургской губернии. В 1712 в С.-П. была перенесена из Москвы столица государства. Здесь разместился царский двор, а позже Сенат (с 1713), Коллегии (с 1718) и другие правительственные учреждения, гвардейские полки. В 1710-е гг. издан ряд царских указов о постройке в городе каменных домов, переселении в С.-П. высших сановников, дворян, торговых и промышленных людей.
По указу 1704 ежегодно на 2-3-месячные работы в С.-П. присылалось по 24 тысячи "работных людей"из внутренних губерний России, с 1709 - по 40 тысяч. Указом от 30 апреля 1718 Пётр I отменил принудительные наборы "работных людей" заменив их денежными сборами с населения.
Новый город рос как центр промышленности и торговли. В 1706 со стапелей Адмиралтейской верфи были спущены на воду первый 18-пушечный корабль "Прам" и яхта "Надежда". В 1712 на Адмиралтейском острове, близ устья Мойки, основан Галерный двор (с 1800 - Новое Адмиралтейство); в 1715-22 на левом берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, построена Партикулярная верфь; около 1721 на месте крепости Ниеншанц основана Охтинская верфь. В 1711 на Московской стороне заложен Литейный двор (с 1720-х гг. назывался Арсеналом); в 1714 в излучине Невы, на месте села Спасское, возник Смоляной (Смольный) двор, на котором вырабатывался дёготь и хранились запасы смолы; в 1720 основан Канатный двор. С 1722 на базе Ижорской лесопильни началось формирование якорного, медного, проволочного и других производств. В 1714-15 построены Крестовский и Охтинский пороховые заводы. Появляются производства предметов роскоши: в 1716-17 в С.-П. основана Шпалерная (гобеленовая) мануфактура, в 1719 - мануфактуры по производству бархата, шёлковой парчи, позументная. В 1718 основаны казённые водочные заводы, табачная мануфактура. В 1724 открыт Монетный двор в Петропавловской крепости.
Первые постройки С.-П. (жилые дома, административные здания, храмы и др.) были деревянными; примерно с 1711 многие из них перестраивались в камне и кирпиче, тогда же стало развиваться строительство мазанковых зданий. В 1714 указами Петра I запрещалось возведение каменных зданий по всей России, кроме С.-П., а все суда и подводы, входившие или въезжавшие в С.-П., должны были ввозить строительный камень. В 1715 издан указ о замощении улиц города.
В 1717 был принят план центра С.-П. с прямоугольной сетью улиц и каналов (архитектор Д. Трезини; лежит в основе существующей ныне планировки). В 1716 созданы "образцовые" проекты жилых зданий (архитекторы Ж. Б. Леблон, Трезини): кирпичных - "для именитых" и "зажиточных" на деревянном каркасе с заполнением глиной, с росписью стен под кирпич - "для подлых" (т. е. рядовых горожан). В Петропавловской крепости в 1712-33 на месте деревянного храма по проекту Трезини построен кирпичный Петропавловский собор (усыпальница российских императоров, начиная с Петра I); его общая высота 122,5 м. На Васильевском острове возведены: дворец А. Д. Меншикова (1710-12 и 1913-27, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г. И. Шедель, при участии Трезини и др.); здание Кунсткамеры (1718-34, архитекторы М. Г. Земцов, Г. И. Маттарнови и др.); здание Двенадцати коллегий (с 1819 - Санкт-Петербургский университет; 1722-42, архитектор Трезини, с 1734 в строительстве принимали участие Дж. Трезини, Земцов, Т. Швертфегер). В 1710 при впадении р. Черная (ныне Монастырка) в Неву (в конце современного Невского проспекта) Петром I основан монастырь Троицы и св. Александра Невского (с 1797 - лавра; строительство велось по проекту Д. Трезини, завершено И. Е. Старовым в 1790-х гг.). В 1710-14 на Адмиралтейском острове в северо-восточной части Летнего сада (разбит в 1704 по плану Петра I) построен Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини). Первые храмы С.-П., в основном базиликального типа, стали органичными центрами прилегающих участков городской территории; Благовещенская церковь Александро-Невской лавры (1717-22, архитектор Д. Трезини, в усыпальнице церкви погребены крупные государственные деятели XVIII - первой трети XIX вв. А. В. Суворов, Н. И. Панин, А. А. Безбородко, А. М. Голицын и др.); Сампсониевский собор на Выборгской стороне, построенный на месте деревянной церкви, заложенной Петром I в память победы под Полтавой 27 июня 1709 (в день Св. Сампсония); церкви Св. Симеона и Анны (1731-34, архитектор Земцов) и Св. Пантелеймона (1735-39, предположительно - архитектор И. К. Коробов; построен в память побед русского флота при Гангуте и Гренгаме) на Московской стороне.
В первой четверти XVIII в. были проведены большие работы по превращению рукавов дельты Невы, рек и проток в водные магистрали города с деревянными набережными и пристанями, по строительству мостов (первым мостом через Большую Неву стал наплавной Исаакиевский мост, 1727). В это же время между Невой и Мойкой проложены Лебяжий, Красный, Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы, Зимняя канавка. По линиям Васильевского острова было прорыто 10 каналов; в 1718-21 созданы Лиговский канал и каналы Летнего сада. В 1721-22 в западной части Васильевского острова сооружена Галерная гавань (руководитель работ - архитектор Д. Трезини).
В 1717 площадь собственно С.-П. составляла 12 км2 (среди застроенных участков сохранялись многочисленные пустыри), граница города на юге проходила по р. Мойка. К 1725 в С.-П. было около 40 тысяч жителей, в том числе около 14,5 тысяч солдат и офицеров гарнизона; около половины населения составляли работные люди с семьями.
При Петре I в С.-П. был учрежден ряд учебных заведений. В 1715 на базе переведённых из Москвы старших классов Школы математических и навигацких наук (основан в 1701) организована Морская академия (Академия морской гвардии; с 1939 - Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе). В 1719 из Москвы переведена Инженерная школа (основана в 1712), в 1721 основана Артиллерийская школа (в 1758 обе школы объединены в одну, с 1800 - 2-й Кадетский корпус). В 1711 открыта правительственная типография, в которой издавалась первая русская печатная газета "Ведомости" в 1720 - типография при Александро-Невском монастыре. В 1721 учреждена Словенская школа для детей разночинцев, в 1726 - Славяно-греко-латинская семинария (с 1809 - Духовная академия).
В царствование Екатерины I (1724-27), в 1725 состоялось официальное открытие Академии наук и художеств (с 1747 - Императорская Академия наук и художеств, с 1757 - Императорская Академия наук, ныне - Российская академия наук), учрежденной по проекту Петра I.
В 1728-32, при Петре II (царствовал в 1727-30) и в первые годы царствования Анны Иоановны (на престоле в 1730-40), царский двор находился в Москве. В начале 1732 Анна Иоановна переехала в С.-П. В 1731 в С.-П. был основан Корпус кадет (с 1800 - 1-й Кадетский корпус).
В 1737 после опустошительных пожаров (летом 1736 и 1737) была создана правительственная "Комиссия о Санкт-Петербургском строении" (во главе с графом Б. К. Минихом, главный архитектор - П. М. Еропкин), разработавшая план застройки и благоустройства города, в соответствии с которым центр С.-П. окончательно закреплялся на Адмиралтейской стороне. Полное завершение получил "нептунов трезубец"трёх магистралей-"перспектив" расходившихся от Адмиралтейства (Невского проспекта, Средней перспективы, позднее - Гороховой улицы, Вознесенского проспекта), была проложена Садовая улица с Сенной и Покровской (ныне Тургенева) площадями; вокруг последней сформировался новый район - Коломна. В 1737 южной границей С.-П. стала р. Фонтанка.
Большое внимание парадному строительству в С.-П. и его пригородах уделяла императрица Елизавета Петровна; в годы её правления (1741-61) обретает полное звучание архитектура русского барокко. В 1748-64 сооружены ансамбль Смольного монастыря (архитектор В. В. Растрелли), в 1754-62 Зимний дворец (архитектор Растрелли), в 1750-55 Шереметевский дворец (архитекторы С. И. Чевакинский, Ф. С. Аргунов), а также дворцы графа С. Г. Строганова (1752-54, архитектор Растрелли; ныне - одно из зданий Русского музея) и графа М. И. Воронцова (1749-57, архитектор Растрелли). В середине XVIII в. в С.-П. сооружались центрические храмы в стиле барокко, в том числе Никольский морской собор с традиционным пятиглавием (1753-62, архитектор Чевакинский) и одноглавая церковь Трех Святителей (1740-60, предположительно архитектор Дж. Трезини).
В 1744 в С.-П. основана Порцеллиновая мануфактура (с 1765 - Императорский фарфоровый завод, ныне - фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), в 1753 - Красносельская ситценабивная мануфактура. В 1750 в С.-П. насчитывалось около 95 тысяч жителей (без сезонных рабочих). В 1756 указом императрицы в С.-П. учреждён Русский для представления трагедий и комедий театр - первый государственный публичный театр в России (основу театра составил ряд актёров ярославской труппы Ф. Г. Волкова). В 1757 в С.-П. учреждена Академия художеств по проекту И. И. Шувалова. В 1759 основан Пажеский корпус. В 1762, в начале царствования Екатерины II (1762-96), учреждена Комиссия о каменном строении С.-П. и Москвы, утвердившая в 1765 основные положения Генерального плана С.-П., разработанного под руководством архитектора А. В. Квасова: расширение границы города (до современного Обводного канала), перепланировка улиц, прилегающих к Адмиралтейству и Зимнему дворцу, выявление конфигурации Сенатской и Дворцовой площадей, формирование площадей у Семёновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов через р. Фонтанка; была выдвинута задача застройки улиц сплошным фронтом зданий для создания как бы единого уличного фасада. Первая гранитная набережная была построена перед Зимним дворцом на Неве (1763-67, архитектор И. Росси, мастер Г. И. Насонов); как единый ансамбль было решено оформление набережных Екатерининского (ныне Грибоедова) канала, Фонтанки и Мойки. В строгой линейности береговых стен и парапетов, в мягкой округлённости спусков и причалов, в облике первых каменных мостов (Прачечный, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий и др.), в рисунке чугунных ограждений, среди которых совершенством пропорций, сочетанием монументальности и лёгкости выделяется ограда Летнего сада (1773-84, архитекторы Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров), выразились черты нового архитектурного стиля - классицизма. В 1782 на Сенатской площади был открыт памятник Петру I (скульптор Э. М. Фальконе).
С 1760-х гг. облик города и характер его застройки начинают определять крупные общественные сооружения и дворцы, ещё сохранявшие пластическое богатство форм, присущее позднему барокко, но отличавшиеся ясностью построения, стремлением выявить архитектонику постройки: здание Академии художеств (1764-88, архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. И. Валлен-Деламота), Мраморный дворец (1768-85, архитектор А. Ринальди), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Валлен-Деламот), лесные склады на острове Новая Голландия (1765-80-е гг., архитекторы С. И. Чевакинский, Валлен-Деламот), Гостиный двор на Невском проспекте (1761-85, архитектор Валлен-Деламот, при участии Кокоринова). С конца 1770-х гг. архитектура общественных зданий приобретает всё большую лапидарность, свойственную строгому классицизму: здание Академии наук (1783-85, архитектор Дж. Кваренги), Почтамт (1782-89, архитектор Н. А. Львов), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Кваренги), угловой корпус здания Публичной библиотеки (1796-1801, архитектор Е. И. Соколов; ныне - Российская национальная библиотека). По набережным Мойки и Фонтанки вырастали большие городские усадьбы: графа К. Г. Разумовского (1762-66, архитекторы Кокоринов, Валлен-Деламот), графов Бобринских (1790-е гг., архитектор Л. Руска), князей Юсуповых (надстроен и расширен в 1760-х гг. архитектор Валлен-Деламотом). В 1783-89 на Шпалерной улице для князя Г. А. Потёмкина-Таврического сооружён Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов). Среди храмов, построенных в С.-П. в эту эпоху, выделяются памятники, играющие роль высотных доминант С.-П.: сооружённый в переходных от барокко к классицизму формах Князь-Владимирский собор (строился в 1741-42 по проекту М. Г. Земцова под руководством П. Трезини, достраивался в 1766-72 архитектором А. Ринальди, после пожара 1772 перестраивался в 1783-89 архитектором Старовым), Троицкий собор Александро-Невского монастыря в стиле классицизма (1776-90, архитектор Старов); в 1777-80 в стиле неоготики сооружена Чесменская церковь (архитектор Ю. И. Фельтен). Основная часть строений города продолжала оставаться деревянной; как и в начале XVIII в., бедствием С.-П. были пожары.
Во второй половине XVIII в. быстро росло население С.-П. - 150 тысяч человек в 1764, 192 тысячи в 1784, 220 тысяч к началу XIX в. Северная столица закрепляет за собой роль крупнейшего экономического и культурного центра Российской империи.
По инициативе и плану И. И. Бецкого в С.-П. были учреждены: в 1764 - Смольный институт для дочерей потомственных дворян (Воспитательное общество благородных девиц), положивший начало женскому образованию в России; Воспитательное училище при Академии художеств; в 1765 - Мещанское отделение Смольного института (для дочерей мещан; впоследствии - Александровский институт); в 1770 - Воспитательный дом призрения детей-сирот и детей бедняков и др. В 1773 основано Горное училище (с 1866 - ныне существующий Горный институт).
По инициативе директора Императорской Академии наук Е. Р. Дашковой в 1783 в С.-П. учреждена Российская академия (по изучению русского языка, словесности и истории; первым президентом была Дашкова). В 1783 был открыт Каменный (Большой) театр, на сцене которого выступали драматическая, оперная и балетная труппы.
В царствование Павла I (1796-1801) изменился облик С.-П.: на улицах появились полосатые караульные будки и многочисленные шлагбаумы; многие постройки екатерининского времени (в том числе Таврический дворец) были отданы под казармы. В 1798 открыта Медико-хирургическая академия (на базе Медико-хирургического училища, основанного в 1733; ныне - Военно-медицинская академия). В 1797-1800 сооружён Михайловский (Инженерный) замок (архитектор В. Ф. Бренна) в стиле классицизма, ставший резиденцией императора (в 1800 перед замком установлен памятник Петру I, отлитый в 1746 по модели Б. К. Растрелли); в 1798-1800 построен Михайловский манеж (архитектор Бренна); в 1798 начато строительство набережных Мойки.
В первые годы царствования Александра I (1801-25) в С.-П. продолжилось сооружение общественных зданий в стиле классицизма, в том числе Конногвардейского манежа (1804-07, архитектор Дж. Кваренги; ныне - Центральный выставочный зал), здания Смольного института (1806-08, архитектор Кваренги; ныне - Мэрия С.-П.), расположенного близ Смольного монастыря.
В первой четверти XIX в. С.-П. становится городом крупных зданий общественного назначения, органически связанных в парадные ансамбли: построенные А. Н. Воронихиным Горный институт на Васильевском острове (1806-11) и Казанский собор (1801-11) - важная доминанта Невского проспекта (в 1813 здесь похоронен М. И. Кутузов, в 1837 на площади перед собором установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. И. Орловского и архитектора В. П. Стасова); реконструированное архитектором А. Д. Захаровым Главное Адмиралтейство (1806-23) - один из важнейших ансамблей центра С.-П.; застройка Стрелки Васильевского острова (по плану Захарова, 1803-04), в которой доминирует здание Биржи с его величественными колоннадами (1805-10, архитектор Ж. Тома де Томон) и мощными вертикалями Ростральных колонн (1806, архитектор Тома де Томон). Для руководства строительными работами был в 1816 учреждён Комитет для строений и гидравлических работ.
Последние годы царствования Александра I и первое десятилетие правления Николая I (российский император в 1825-55) совпали с главным периодом творчества представителя стиля ампир К. И. Росси. Грандиозная система монументальных ансамблей, созданная по его замыслу, придала пространственный размах, композиционную целостность и архитектурное единство центру С.-П. Дугообразное в плане здание Главного штаба (1819-29) с центральной аркой и монументальная Александровская колонна (1830-34, архитектор А. А. Монферран) подчеркнули парадный характер Дворцовой площади и закрепили её главенствующее значение в центре города. Принцип формирования площадей, сопряжённых с гигантским по своим масштабам общественным зданием, Росси применил при сооружении ансамбля Александрийского театра (1828-32), Александрийской площади (ныне площадь Островского), открывающейся на Невский проспект (на площади - корпус Публичной библиотеки, 1828-34), Театральной (ныне - Зодчего Росси) улицы с тождественными фасадами двух 3-этажных парадных корпусов. Началом художественной трансформации большого района послужили строительство Михайловского дворца (1819-25, построен для великого князя Михаила Павловича, ныне - здание Русского музея) и разбивка Михайловского сада (1825). Ансамбль Инженерного замка получил чёткие композиционные границы, а связанный с ним Михайловский манеж (перестроен Росси в 1823-24; ныне - Зимний стадион) стал центром Манежной площади. Росси сформировал также современный облик Сенатской площади: величавый строй двуединого фасада высших государственных учреждений - Сената и Синода (сооружены в 1828-34), усиленный встроенной между ними аркой, придал площади с памятником Петру I особо торжественный вид. С Сенатской площадью связано выступление декабристов в 1825.
Крупные архитектурные ансамбли С.-П. созданы в 1820-30-е гг. В. П. Стасовым: казармы лейб-гвардии Павловского полка (1817-21) придали парадность Марсову полю, Троицкий (Измайловский) собор (1826-35) и Спасо-Преображенский собор (1828-29) включились в цепь основных доминант города. Нарвские (1827-34; построены в память Отечественной войны 1812) и Московские (1834-38; построены в память о победе в русско-турецкой войне 1828-29) триумфальные ворота оформили главные городские заставы. Важное место в композиции города занял Исаакиевский собор (1818-58, архитектор А. А. Монферран). Наряду с работой над крупными ансамблями в разных районах города продолжалось интенсивное строительство общественных зданий и храмов.
Нарочитая торжественность и парадность, свойственные эпохе Николая I, нашли отражение и в архитектурном облике сооружений С.-П. 1840-50-х гг. - здания Гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43, архитектор А. П. Брюллов), Мариинского дворца на Исаакиевской площади (1839-44, архитектор А. И. Штакеншнейдер), Нового Эрмитажа (1839-52, архитектор Л. фон Кленце) и др.; в 1849 на устоях Аничкова моста через Фонтанку (на Невском проспекте) установлены скульптурные группы П. К. Клодта "Укрощение коня". В архитектуре этого периода всё чаще появляются стилизаторские течения: в духе необарокко построены дворец князей Белосельских-Белозерских на пересечении Невского проспекта и набережной Фонтанки (1846, архитектор Штакеншнейдер, скульптор Д. И. Иенсен), особняк княгини З. И. Юсуповой на Литейном проспекте (1852-58, архитекторы Г. А. Боссе и Л. Л. Бонштедт); в стиле неоренессанса сооружены здание Московского вокзала (1844-51, архитектор К. А. Тон), дом графа Н. А. Кушелева-Безбородко (1840-е гг., архитектор Боссе), дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (1867-72, архитектор А. И. Резанов) и др.
После издания "Положения о размещении и устройстве частных заводов в Санкт-Петербурге" (1833), а также в связи с возрастанием земельной ренты промышленные предприятия начинают перемещаться из центральных районов города на окраины (в том числе южные, где в 1835 было завершено сооружение Обводного канала, а с середины XIX в. прокладывались основные железнодорожные магистрали). В 1800 в район устья Фонтанки перенесены верфи Главного Адмиралтейства (впоследствии - Адмиралтейский судостроительный завод); в 1801 в С.-П., за Нарвскую заставу, переведён из Кронштадта казённый чугунолитейный завод (основан в 1789, с 1868 - Путиловский завод); в 1825 на Шлиссельбургском тракте (на юго-восточной окраине С.-П.) основан Александровский чугунолитейный завод (с 1922 - Пролетарский). Появились хлопчатобумажные фабрики (Александро-Невская мануфактура на Шлиссельбургском тракте, 1837; ситценабивная фабрика на Васильевском острове, 1834; Российская бумагопрядильня в Нарвской части С.-П., 1835; Новая бумагопрядильня, 1844; Спасская бумагопрядильня и ткацкая мануфактура на Шлиссельбургском тракте, 1852, и др.), возникали суконные фабрики, кожевенные заводы, предприятия других отраслей промышленности. С середины XIX в. среди новых промышленных предприятий преобладали металлообрабатывающие и механические заводы, в том числе электромеханический завод "Сименс и Гальске" (основан в 1853 одноимённым немецким торговым домом) и металлический завод Макферсона (основан в 1856; с 1880-х гг. - судостроительный Балтийский завод) на Васильевском острове; Невский литейный и механический завод (основан в 1857 инженерами П. Ф. Семянниковым и В. А. Полетикой) и Обуховский сталелитейный завод (основан в 1863 товариществом П. М. Обухова, Г. С. Кудрявцева и Н. И. Путилова; с 1922 - завод "Большевик") на Шлиссельбургском тракте; механический завод Лесснера, Металлический завод (основан в 1857) и чугуно-медно-сталелитейный завод Л. Нобеля (основан в 1862, с 1919 - "Русский дизель") на Выборгской стороне. В 1833 в С.-П. насчитывалось 137 средних и крупных заводов и фабрик, на которых было занято около 5,5 тысяч рабочих, в 1862 их число выросло до 347 (свыше 20 тысяч рабочих). В 1837 построена первая в стране железная дорога С.-П. - Царское Село (в 1838 продлена до Павловска); в 1843-51 сооружена двухколейная железная дорога С.-П. - Москва протяжённостью 647,9 км (в 1855-1923 - Николаевская железная дорога).
В первой половине XIX в. население С.-П. увеличилось в 2,5 раза (523 тысяч человек в 1853). В 1828 площадь С.-П. достигла 54 км2. В 1833 к городу были присоединены бывшие загородные участки: острова Елагин, Крестовский и Каменный, Гутуевский и Резвый и другие территории. В 1803 организованы первые пожарные команды. В 1832 настланы торцевые мостовые на Невском проспекте, затем появились булыжные мостовые. В 1835 установлены уличные газонные фонари. В 1850 закончено сооружение первого постоянного моста через Большую Неву - Благовещенского (в 1855-1918 - Николаевского, ныне - Лейтенанта Шмидта). В 1847 появились маршрутные общественные кареты, в пригороды ходили дилижансы; в 1848 организованы перевозки пассажиров пароходами по Неве.
В первой половине XIX в. в. С.-П. увеличилось число общеобразовательных школ. В 1804 Учительская семинария (основана в 1783) была преобразована в Педагогический институт (с 1816 - Главный педагогический институт), на базе которого в 1819 основан Санкт-Петербургский университет. В С.-П. были созданы первые российские технические высшие учебные заведения: Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809; ныне - Институт инженеров железнодорожного транспорта), Лесной институт (1811; ныне - Лесотехническая академия), Санкт-Петербургский практический институт (1828; с 1896 - Технологический институт); Училище гражданских инженеров (1832; с 1882 - Институт гражданских инженеров, ныне - Инженерно-строительный институт).
Пореформенный С.-П. быстро развивался с 1860-х гг. как крупнейший центр промышленности и торговли; постепенно создавался универсальный и высококвалифицированный характер Санкт-Петербургской промышленности. В 1875-85 в С.-П. сооружён новый морской порт (в устье Екатерингофки, на Гутуевском, Вольном и Канонерском островах) и глубоководный Морской канал, соединяющий устье р. Нева с Финским заливом. Первая электростанция С.-П. дала ток для освещения Невского проспекта в 1883, к 1900 в городе было уже 294 электростанции. В 1913 насчитывалось 1012 крупных и средних промышленных предприятий с 234 тысячами рабочих.
В 1854 был учреждён первый Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, в 1860 - Государственный банк; к концу XIX в. С.-П. становится крупнейшим в России и одним из важнейших мировых кредитных и биржевых центров. С 1875 по 1914 сеть петербургских банковских учреждений выросла в 23 раза (с 25 до 567).
С 1863 по 1900 население столицы выросло с 539,4 тысяч до 1439,6 тысяч человек. В 1914 в городе насчитывалось 2218 тысяч жителей, в 1917 - 2420 тысяч. К 1917 площадь С.-П. достигла 105,4 км2.
В последней трети XIX - начале XX вв. быстро менялся облик С.-П. Центральные районы города благоустраивались, обеспечивались канализацией и водопроводом. Между Фонтанкой и Обводным каналом, на прежних окраинах сооружались большие доходные дома с дворами-колодцами. Поиски в русле "русского стиля"воплотились при создании храма Воскресения Христова ("Спас на крови") на набережной Екатерининского (Грибоедова) канала (1887-1907, архитекторы И. В. Макаров, А. А. Парланд; храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 народовольцем И. И. Гриневицким был смертельно ранен император Александр II). С 1870-х гг. создаются новые типы сооружений: крытые рынки, вокзалы, здания банков, страховых контор, гостиниц, корпуса промышленных предприятий. Последняя треть XIX в. отмечена интенсивным строительством мостов через Неву (Литейный мост, 1875-79; Троицкий мост, 1897-1903), что стимулировало застройку правого берега на Выборгской и Петербургской сторонах. В старых, исторических районах С.-П. продолжалось возведение зданий общегородского назначения, разбивались сады и скверы, устанавливались памятники: Николаю I (1859, скульптор П. К. Клодт, архитектор А. А. Монферран) на Исаакиевской площади, И. А. Крылову (1855, скульптор Клодт) в Летнем саду, Екатерине II (1873, скульпторы М. А. Чижов, А. М. Опекушин, художник М. О. Микешин) в сквере перед Александрийским театром. С начала XX в. строятся особняки и доходные дома в стиле модерн, для которых характерна пластическая текучесть форм, стилизованная изысканность декора (особняк балерины М. Ф. Кшесинской; 1904-06, архитектор А. И. Гоген, и др.). В другом, типичном для С.-П. варианте стиля модерн его композиционные приёмы соединяются с элементами ордерной архитектуры: здания Торгового дома Мертенса на Невском проспекте (1911-12, архитектор М. С. Лялевич), Азовско-Донского коммерческого банка (1907-13, архитектор Ф. И. Лидваль) и др. В 1910-х гг. архитекторы вновь обратились к традициям прошлого. Наиболее плодотворными оказались решения в духе неоклассицизма (жилые дома на Каменноостровском проспекте, архитекторы В. А. Щуко, А. Н., Ю. Ю. и Л. Н. Бенуа). В те же годы архитекторы обращались к мотивам петровского барокко (Городской училищный дом имени Петра Великого, 1910-12, архитектор А. И. Дмитриев), древнерусского зодчества (здание Музея А. В. Суворова, 1901-04, архитектор Гоген, при участии Г. Д. Гримма). Идея постройки жилых комплексов, в которых предусматривались и здания обслуживающего характера (детские учреждения, столовые, библиотеки), была осуществлена при создании Гаванского рабочего городка в районе Гавани, в западной части Васильевского острова (1904-06, архитекторы Н. В. Дмитриев и В. А. Фёдоров). В 1909 на Знаменской площади (ныне - Площадь Восстания) установлен памятник Александру III - российскому императору в 1881-94 (скульптор П. П. Трубецкой; в 1937 памятник был снят, хранится в Русском музее).
В 1852 в С.-П. начал действовать телеграф (была открыта первая междугородная линия связи С.-П. - Москва); в 1855 сооружена Главная телеграфная станция (до 1862 размещалась в здании Главного Адмиралтейства). В 1882 появилась телефонная связь; в 1895 городская телефонная сеть насчитывала около 3 тысяч абонентов, в 1911 - свыше 50 тысяч. В 1905-07 в С.-П. построена 1-я очередь трамвайной сети; в 1908 работало 9 трамвайных маршрутов, ежедневно на линию выходило 187 вагонов, перевозивших 230 тысяч пассажиров; в 1917 общая протяжённость трамвайных маршрутов составляла около 200 км, на линии выходило 710 вагонов. В 1907 по городу начали курсировать автобусы.
В последней трети XIX - начале XX вв. в С.-П. открывались научно-исследовательские институты, учёные общества, расширялась сеть высших учебных заведений. В 1845 основано Русское Географическое общество, в 1866 - Научно-техническое общество России, в 1882 - Геологический комитет при Горном департаменте. В 1895 в С.-П. насчитывался 21 вуз, в 1914-35 (около 40 тысяч студентов) в том числе: Политехнический институт (основан в 1899, открыт в 1902, ныне - Технический университет), Психоневрологический институт (создан В. М. Бехтеревым в 1907, ныне - научно-исследовательский институт его имени), Вольная высшая школа П. Ф. Лестгафта (основана в 1905-06). Были созданы Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878), Женский медицинский институт (1897), Женский педагогический институт (1903). В 1914/15 учебном году в С.-П. было 897 общеобразовательных школ, в том числе 679 начальных (всего 138,5 тысяч учащихся), свыше 200 средних и низших профессиональных школ и курсов (около 20 тысяч учащихся). В 1914 имелось 92 больничных учреждения (19,9 тысяч коек), в С.-П. практиковали 2,9 тысячи врачей всех специальностей.
В 1855 в С.-П. насчитывалось 40 типографий, в 1894 - 215. В 1910 было отпечатано свыше 8 тысяч наименований книг общим тиражом 29,6 тысяч экземпляров. В 1898 в С.-П. выходило 309 периодических изданий (38% всей периодики России), в 1914 - 530 изданий (24,5%).
Важным событием художественной жизни С.-П. было открытие двух крупнейших музеев изобразительных искусств - Эрмитажа (1852) и Русского музея императора Александра III (1898; ныне - Русский музей). В 1870 образовано Товарищество передвижных художественных выставок, членами которого были крупнейшие русские мастера живописи второй половины XIX в. В конце 1890-х гг. оформилось художественное объединение "Мир искусства".
В конце 1850-х - начале 60-х гг. в С.-П. сложилось творческое содружество музыкантов "Могучая кучка". В 1859 основано Русское музыкальное общество, в 1862 открыта первая российская консерватория (до 1866 - Музыкальное училище). В 1860 открылся Мариинский театр. В конце XIX в. с отменой монополии императорских театров (1882) возникают частные драматические труппы, в том числе театр Литературно-художественного общества под руководством А. С. Суворина (существовала в 1895-1917), театр Комиссаржевской (в 1904-09) и др.
С С.-П. связаны трагические события начала первой русской Революции 1905-07: всеобщая забастовка петербургских рабочих в начале января 1905, расстрел войсками мирной демонстрации рабочих, шедших к Зимнему дворцу с петицией к царю Николаю II (последний российский император, 1894-1917) 9(22) января 1905.
После вступления России в 1-ю мировую войну 18 августа 1914 было принято новое официальное название города - "Петроград".
В 1917 Петроград стал главным местом событий Февральской и Октябрьской революций. 10 марта 1918 с отъездом советского правительства в Москву Петроград перестал быть столицей страны. 26 января 1924 город был переименован в Ленинград.
Общая хозяйственная разруха в стране, вызванная Гражданской войной, привела к резкому спаду производства. В 1921 выпуск промышленной продукции в городе составил 13% довоенного уровня, который был достигнут вновь лишь в 1929. Постепенно восстанавливалось городское хозяйство; в 1926 на улицах города появились маршрутные автобусы. С середины 1920-х гг. началось преобразование рабочих окраин, сооружались жилые массивы на Тракторной улице (1925-27, архитекторы А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), на улице Ткачей (1920-е гг., архитекторы Д. Л. Бурышкин, Л. М. Тверской, С. О. Овсяников) и др. Для построенных в духе конструктивизма жилых и общественных зданий характерны простота геометрических объёмов, рациональность конструкции, выразительное сопоставление глухих и остеклённых поверхностей: бывший Дом политкаторжан (1929-31, архитекторы Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков), школа в Лесном (1927-29, архитекторы Никольский, В. М. Гальперин) и др. В конце 20-х - начале 30-х гг. осуществлялась реконструкция ленинградских предприятий. Развивалась лёгкая промышленность, на которую в 1932 приходилось около 14% всей продукции отрасли в СССР, вырос объём оборонной продукции. В 1920-30-е гг. росла сеть научно-исследовательских и проектных институтов, возникали новые высшие учебные заведения. В 1940/41 учебном году в 62 вузах Ленинграда обучалось 85,1 тысяч студентов.
С 1917 по 1926 население города уменьшилось на 44%; с 1926 по 1939 численность населения почти удвоилась, главным образом за счёт притока рабочей силы со стороны. В 1935 площадь города (включая акваторию Невы и часть Финского залива) достигла 313,8 км2.
В 1932-35 и 1935-37 под руководством архитектора Л. А. Ильина был разработан генеральный план развития города; на Московском проспекте в 1936 было начато сооружение Дома Советов (архитектор Н. А. Троцкий и др., скульпторы Н. В. Томский, И. В. Крестинский), гигантского здания, которое должно было доминировать в новом общегородском центре. В архитектуре этого периода намечается отход от принципов конструктивизма, увлечение монументальными, часто гипертрофированными по масштабу формами классического зодчества: здания Дворца культуры им. С. М. Кирова (1930-37, архитекторы Троцкий, С. Н. Козак), кинотеатров "Гигант" (1933-35, архитекторы А. Н. Гегелло, Д. Л. Кричевский) и "Москва" (1937-39, архитектор Л. М. Хидекель) и др.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 городу был нанесён огромный урон. За время блокады Ленинграда немецко-фашистскими и финскими войсками (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944), только по официальным данным, от голода умерла 641 тысяча горожан (по подсчётам историков, не менее 800 тысяч человек), погибло от бомбёжек и обстрелов около 17 тысяч жителей, ранено около 34 тысяч жителей; к июлю 1942 население Ленинграда сократилось до 1,05 млн. человек, вследствие интенсивной эвакуации к январю 1944 - до 576 тысяч человек (по другим данным, до 560 тысяч). Были повреждены 30 тысяч промышленных зданий цехов и участков, 840 разрушены полностью; повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. Сильно пострадали здания Эрмитажа, Русского музея, Инженерный замок, Главное Адмиралтейство, Казанский собор, Горный институт, Смольный и Елагин дворцы, Академия художеств.
Восстановление Ленинграда началось сразу после снятия блокады. По рассчитанному на 10 лет генеральному плану 1944-48 (архитекторы Н. В. Баранов, А. Н. Наумов) были восстановлены памятники архитектуры, созданы парки Победы - Приморский на Крестовском острове (1945, архитектор Никольский и др.) и Московский на месте бывшего пустыря в южной части города (1945, архитектор В. Д. Кирхоглани), сформировались новые жилые районы (Автово и др.), застраивались новые проспекты, в том числе Приморский (1946-51, архитекторы Баранов, О. И. Гурьев и др.). В 1957 на площади Искусств перед зданием Русского музея был установлен памятник А. С. Пушкину (скульпторы М. К. Аникушин, архитектор А. С. Петров). В 1955 введена в эксплуатацию первая Кирово-Выборгская линия Ленинградского метрополитена (10,8 км).
В 1960-х гг. в Ленинграде были возведены крупные общественные здания (Большой концертный зал "Октябрьский" 1967, архитектор В. А. Каменский и др., скульптор Аникушин; Дворец спорта "Юбилейный" 1967, архитектор Г. П. Морозов, инженер А. П. Морозов), завершилось формирование мемориальных ансамблей на Пискарёвском (1960, архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульптор В. В. Исаева и др.) и Серафимовском (1957-64, архитектор Я. Н. Лукин, скульптор Р. К. Таурит и др.) кладбищах. В 1966 был утверждён новый генеральный план города (архитекторы Каменский, Г. Н. Булдаков и др.), по которому в 1960-80-х гг. сооружались жилые массивы на окраинах С.-П. и градостроительные ансамбли на берегах Финского залива, реконструировались старые районы. Среди наиболее значительных построек этого времени - Дворец молодёжи (1969-80, архитектор П. С. Прохоров и др.), спортивно-концертный комплекс им. В. И. Ленина (1980, архитектор И. М. Чайко и др.), гостиницы "Пулковская" (1981, архитектор С. Б. Сперанский и др.) и "Балтийская" (1980-е гг., архитектор Н. Н. Баранов и др.). В ансамбль Московского проспекта вошла площадь Победы с Монументом героическим защитникам Ленинграда (1975, архитекторы Сперанский, Каменский, скульптор Аникушин).
В 1979 для предотвращения нагонных наводнений на границе Невской губы и Финского залива было начато строительство комплекса защитных сооружений. К середине 1980-х гг. северная часть комплекса (от станции Горская на северном берегу Финского залива до острова Котлин) была в основном построена, что привело к обострению экологической обстановки в северных воротах Невской губы. В конце 1980-х гг. строительство законсервировано.
В июне 1991 по итогам проведённого среди горожан опроса (12 июня) городу возвращено его историческое имя Санкт-Петербург.
Ведущее место в структуре экономики современного С.-П. по-прежнему принадлежит промышленности (в 1989 в промышленности и строительстве было занято 44,7% всех рабочих и служащих города, в 1970 - 52,4%), главное место в которой занимает машиностроение (около 40%), выделяются судостроение, энерго- машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная промышленность. С.-П. - крупный центр военно-промышленного комплекса России.
В С.-П. развита также химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая промышленность. Характерная черта петербургской промышленности - сочетание производств, требующих высокой квалификации труда, с многопрофильной научно-исследовательской базой.
Из С.-П. расходятся 12 железнодорожных линий и автомобильных дорог. С.-П. - крупный речной порт, а также крупнейший морской порт России на Балтийском море; в 1993 в устье р. Луга, в 100 км к западу от С.-П., началось строительство нового морского порта. Петербургский международный аэропорт Пулково - крупный центр воздушных сообщений страны. На начало 90-х гг. Петербургский метрополитен (около 90 км) имел 51 станцию.
В городе расположен Санкт-Петербургский научный центр Российской АН, в 1990 объединявший 36 академических институтов и других научно-исследовательских учреждений. В 1993 в С.-П. действовало 43 высших учебных заведения: Санкт-Петербургский университет, технический университет, Российский педагогический университет им. А. И. Герцена, лесотехническая академия; институты - технологический, горный, инженерно- строительный, инженеров железнодорожного транспорта, инженеров водного транспорта, кораблестроительный, электротехнический и др.; консерватория; институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; 22 высших военно-учебных заведения, в том числе Военно-медицинская академия, Военно-морское высшее училище им. М. В. Фрунзе, Военно-морское высшее инженерное училище.
В С.-П. 18 театров (1990): Мариинский театр, Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, Театр драмы им. А. С. Пушкина (Александрийский), Большой драматический театр им. М. Горького и др. Цирк. Филармония им. Д. Д. Шостаковича.
В 1990 в С.-П. насчитывалось свыше 120 музеев и их филиалов, постоянно действующих выставок; Кунсткамера (основана в 1714 из личных коллекций Петра I; ныне - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого), Государственный Эрмитаж (один из крупнейших музеев мира), Русский музей (наряду с Третьяковской галереей в Москве - крупнейший в России музей русского искусства) и др. Библиотеки: Российская национальная библиотека, Научная библиотека Академии Художеств, Научная библиотека Санкт-Петербургского университета, Библиотека Российской АН и др.
,
,
Карта Литература: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник, М., 1992; Богданов А. И., Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, СПб., 1779; Пыляев М. И., Старый Петербург, 3 изд., СПб., 1903, 2 репринт. изд., М., 1991; Даринский А. В., География Ленинграда, Л., 1982; Климат Ленинграда, Л., 1982; Очерки истории Ленинграда, т. 1-7, М. - Л., 1955-89; Физиология Петербурга, М., 1991; Анциферов Н. П., "Непостижимый город...". Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина, Л., 1991; Засосов Д. А., Пызин В. И., Из жизни Петербурга 1890-1910-х гг. Записки очевидцев, Л., 1991; Кулибанов В. С., Чистобаев А. И., Ленинград, М., 1990; Каменский В. А., Ленинград. Генеральный план развития города, Л., 1972; Памятники архитектуры Ленинграда, 4 изд., Л., 1975; Ленинград. Архитектурные ансамбли и памятники, 3 изд., Л., 1980; Захаров О. Н., Архитектурные панорамы невских берегов, Л., 1984; Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986; Тихонов Л. П., Музеи Ленинграда, Л., 1989.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.