- Новороссийск
-
В Краснодарском крае, краевого подчинения, в 136 км к юго-западу от Краснодара. Расположен на берегу незамерзающей глубоководной Новороссийской (Цемесской) бухты Чёрного моря, окаймлённой с северо-востока горами хребта Маркотх (западные отроги Большого Кавказа, высота до 700 м). Крупнейший порт России на Чёрном море (грузооборот свыше 9 млн. т в 1990). Конечная железнодорожная станция на линии Н. - Крымская (далее - линии на Ростов-на-Дону и Краснодар). Узел автомобильных дорог, в том числе автомагистрали Н. - Тбилиси (Грузия), Н. - Симферополь (Крым). Аэропорт. Население 188,7 тыс. человек (1992; 17 тыс. в 1897; 68 тыс. в 1926; 95 тыс. в 1939; 93 тыс. в 1959; 159 тыс. в 1979).
Основан в 1838 как военное укрепление на западном берегу Суджукской (ныне Цемесской) бухты, на участке между устьем р. Цемес и развалинами турецкой крепости Суджук-Кале (основана в 1722, разрушена русскими войсками в 1812); с 1839 назывался Н. Вокруг укрепления, находившегося при впадении р. Цемес в одноимённую бухту, возникло гражданское поселение. В период Крымской войны 1853-56 Н. был разрушен артиллерийским огнём англо-французской эскадры; в 1860 упразднён, в 1866 учреждён вновь. С 1866 Н. - центр Черноморского (Новороссийского) округа (отдела) Кубанской области, в 1896-1920 - центр Черноморской губернии. В 1879 близ Н. были обнаружены богатейшие залежи мергелей - основного сырья для производства цемента; в 1882 Черноморским обществом "Портландцемент" построен первый в Н. цементный завод "Звезда" (ныне завод "Пролетарий"). В 1883 обществом "Русский Стандарт" введён в строй нефтеперегонный завод. Развитие города ускорило проведение в 1888 железной дороги Екатеринодар - Н. При станции Н. были открыты железнодорожные мастерские и депо. В городе открылись мыловаренный, кожевенный, колбасный, пивоваренный заводы, мельница, бондарные мастерские и другие небольшие предприятия; дальнейшее развитие получили рыбные промыслы. В 1896 акционерным обществом Владикавказской железной дороги было завершено строительство морского порта (2 мола, 8 пристаней, восточный пирс, элеватор и др.). Новороссийский порт становится крупнейшим на Северном Кавказе центром российского экспорта зерна и семян масличных культур, а также нефти и нефтепродуктов, цемента. В 1898 в Н. построен цементный завод "Цепь" (ныне завод "Октябрь"), в 1912 вошли в строй ещё 7 цементных заводов (всего к 1917 насчитывалось 10 цементных заводов).
Во время Гражданской войны по приказу В. И. Ленина 18 июня 1918 в Цемесской бухте Н. была затоплена часть кораблей русского Черноморского флота (1 линкор, 10 эсминцев и другие суда). В ходе войны Н. был ареной жестоких боёв (26 августа 1918 занят войсками Добровольческой армии генерала А. И. Деникина, 27 марта 1920 - частями Красной Армии). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 большая часть города была захвачена в сентябре 1942 немецко-фашистскими войсками (в ходе ожесточённых боёв их продвижение было остановлено в юго-восточной части города). В ночь на 4 февраля 1943 южнее Н., в районе посёлка Станичка, высадился десант моряков, захвативших плацдарм (впоследствии - "Малая Земля"), который удерживался 225 дней, до полного освобождения города 16 сентября 1943. В ходе боёв за Н. город был почти полностью разрушен; фактически отстроен заново лишь к середине 1960-х гг. В 1973 присвоено звание Город-герой.
Морской торговый порт современного Н. располагает причалами, у которых производятся погрузка и выгрузка океанских судов с экспортно-импортными и каботажными грузами. Н. - крупнейший в России порт по вывозу нефтяных грузов и цемента. В ввозе преобладают импортное зерно, промышленное оборудование, металлы, промышленные и продовольственные товары. Перевалка генеральных грузов. В начале 1990-х гг. мощности торгового порта Н. не соответствовали возросшим объёмам грузопотоков. В Цемесской бухте - пассажирский причал с морским вокзалом, лесной и специализированный рыбный порты. Н. остаётся крупным центром цементной промышленности (4 цементных завода). Машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия - заводы: "Молот", "Красный двигатель", "Пищемаш", судоремонтные и др. Производство стройматериалов (шифера, железобетонных конструкций), деревообрабатывающая (в том числе мебельная), пищевкусовая (мукомольно-элеваторный комбинат, молочный, пивоваренный заводы, рыбозавод) промышленность. Новороссийская госу- дарственная морская академия, обще- технический факультет Краснодарского политехнического института. Исторический музей-заповедник; включает экспозицию, посвящённую природе и истории города, Выставочный зал и Литературно-мемориальный музей Н. А. Островского (жил в Н.); Музей истории цемента.
Исторический центр города расположен на западном берегу Цемесской бухты, портовые сооружения и основная часть предприятий - на северном и восточном. В Цемесской бухте, хорошо защищённой от волнений в море Суджукской косой и мысом Дооб, зимой часто (в среднем около 50 дней в году) дует сильный и холодный северо-восточный ветер - новороссийская бора, что приводит к обледенению судов, наносит ущерб садам и посевам в окрестностях города. В 1970 - начале 1990-х гг. экологическое состояние акватории Цемесской бухты и атмосферы Н. неуклонно ухудшалось. Иногда загрязнение воды и воздуха в несколько раз превышает предельно допустимые нормы.
Карта Литература: Новороссийск и его порт, в. 2, СПб., 1890; Андрющенко В. А., Клепиков В. И., Погибель Г. М., Новороссийск, Краснодар, 1968; Михайлов К. М., Город-герой Новороссийск, 2 изд., М., 1988; Еременко А. К., Подыма К. И., Именем России нареченный, М., 1988.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.