- Арзамас
-
В Нижегородской области, областного подчинения, районный центр, в 112 км к югу от Нижнего Новгорода. Расположен на высоком правом берегу р. Тёша (приток Оки). Узел железнодорожных линий (на Муром, Нижний Новгород, Казань, Рузаевку) и автодорог (на Нижний Новгород, Владимир, Саранск и др.). Население 112,4 тыс. человек (1992; 41,5 тыс. в 1959; 67 тыс. в 1970; 90,8 тыс. в 1979).
Герб Арзамаса. "В золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зелёное". Высочайше утверждён 16.8.1781Возник в 1578 как укреплённый город (вероятно, на месте древнейшего поселения мордвы-эрзя (отсюда название города), разорённого в 1366 ханом Булат-Темиром); выступ плато между берегом р. Тёша и оврагом пересыхающей речки Сорока был укреплён деревянными стенами с башнями, внутри находились приказная изба, воеводский двор и собор. Близ крепости строились слободы: Солдатская, Стрелецкая, Выездных казаков. Благодаря выгодному географическому положению А. стал значительным торговым центром (продажа хлеба, лука, птицы, скота). В городе развивались кожевенное, скорняжное, салотопенное, войлочное, кузнечное, шорное и др. ремёсла, изготовление изделий золотого шитья. С XVII в. формируется торгово-ремесленная часть города с развитым войлочным производством. С 1719 - главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию; с 1779 - уездный город. С середины XIX в. в связи с перемещением транзитных транспортных путей (прокладка железных дорог) развитие города замедлилось.
В 1802-62 в А. существовала первая в России провинциальная школа живописи (так называемая арзамасская школа), основанная живописцем А. В. Ступиным. В 1901 в А. отбывал ссылку М. Горький, оставивший яркие зарисовки арзамасского быта в повести "Городок Окуров". В современном А.: машиностроение (производство двигателей, оборудования для коммунального хозяйства и др.), предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Педагогический институт. Театры.
Планировочная структура А. сложилась в конце XVIII - первой половины XIX вв. (на основе проекта 1781, уточнённого после пожара 1823). От обширной базарной площади, монастырей и церквей (занявших место древней укреплённой части) веером развёрнуты улицы верхней части города, дополненные по другую сторону р. Сорока регулярными кварталами; в строгий пучок лучей организованы улицы нижней части города. На территории основанного в 1556 Спасского монастыря сохранился 5-главый Спасо-Преображенский собор (1643). В бывших торговых рядах (имели по обеим сторонам аркады), спускающихся от площади к нижней части города, осталась без изменения застройка XVIII-XIX вв. Среди башнеобразных многоярусных церквей по склонам холма - Ильинская церковь, декорированная кокошниками, "рваными"фронтонами из тёсаного кирпича (1746), ныне - Краеведческий музей. На центральной площади - барочное здание бывшего магистрата (вторая половина XVIII в.). На вершине прибрежного холма - занимающий доминирующее положение в силуэте города 5-главый классицистический Воскресенский собор с мощными 8-колонными ионическими портиками на всех фасадах (1814-42, архитектор М. П. Коринфский; в интерьере – росписи художников арзамасской школы О. С. и А. О. Серебряковых, резной деревянный иконостас мастеров братьев В. и К. Ломакиных); при соборе - церковь Живоносного источника (1794; переходный стиль от барокко к классицизму), барочная колокольня. В городской застройке уцелели деревянные и каменные купеческие жилые дома (Будылиных, Попова, Бессоновой, Серебренникова и др.) в стиле классицизма по "образцовым" проектам первой половины XIX в., декорированное ионическими пилястрами здание так называемой биржи (Торговые ряды; конец XVIII - начало XIX вв.). Памятники: А. В. Ступину (открыт в 1959, скульптор В. Г. Бобров, архитектор С. П. Тюков), 14-летнему А. Гайдару (скульптор М. М. Лимонов), А. Гайдару (скульптор Ю. П. Стручков). Краеведческий музей (собрание произведений живописцев арзамасской школы), Мемориальный дом-музей А. Гайдара (в детстве жил в А.), литературный музей М. Горького.
К северо-востоку от А. находится село Большое Болдино, где А. С. Пушкин пережил вдохновенную "Болдинскую осень" обозначившую целый период в его творчестве.
Литература: Корнилов П., Арзамасская школа живописи 1-й пол. XIX в., Л.-М., 1947; Арзамас – город Гайдара. Фотоочерк, М., 1974; Арзамас. Путеводитель, 2 изд., Горький, 1978; Очерки истории Арзамаса, Горький, 1981; Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник, Горький, 1987; Еремеев П. В., Арзамасские мастера, Нижний Новгород, 1992.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.