Иркутск


Иркутск
        Центр Иркутской области, в 5042 км к востоку от Москвы. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, у впадения р. Иркут в Ангару, в 66 км к западу от озера Байкал. Климат континентальный. Средние температуры января -15°C, июля 19°C. Осадков около 400 мм в год. Важный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. Порт на судоходной Ангаре. Узел автодорог (Канск - Листвянка, И. - Улан-Удэ, И. - Качуг и др.). Аэропорт. Население 639,0 тыс. человек (1992; 51,1 тыс. в 1897; 108 тыс. в 1926; 250 тыс. в 1939; 366 тыс. в 1959; 548,1 тыс. в 1979).


Герб Иркутска.
Герб Иркутска. "В серебряном поле щита бегущий тигр, а в рту у него соболь". Высочайше утверждён 26.10.1790

        В 1652 землепроходцем Иваном Похабовым на Дьячем острове было построено Иркутское зимовье (на базе более раннего русского поселения). В 1661 на высоком правом берегу Ангары был заложен острог, первое время называвшийся Яндашевским. Здесь хранились оружие, боевые припасы и товары для торговли с бурятами Прибайкалья. В 1668-69 А. Баркешлев построил новый Иркутский острог; в 1669 здесь имелись 2 деревянные крепости, позже разрушенные. Положение у путей к Байкалу, в Забайкалье, а также в Монголию, Китай, богатства лесов и недр округи способствовали быстрому росту населения. В 1672 сооружена деревянная Спасская церковь. В 1686 Иркутску был пожалован титул города. В 1698 отсюда были посланы первые русские торговые караваны в Китай. С 1730-х гг. русско-китайская торговля сосредоточилась в Кяхте, но И. продолжал играть важную роль в этой торговле. С 1764 И. - центр Иркутской губернии; резиденция генерал-губернатора Сибири (с 1803) и Восточной Сибири (с 1822).

        Страшным бедствием для города был пожар 1879; за два дня огонь уничтожил 105 каменных и 3148 деревянных домов. Погибли музей, несколько библиотек, архивы. После пожара в городе вместе со Знаменским предместьем оставалось всего 35 каменных и около 3200 деревянных домов. Только через 10 лет на месте пожарища вновь были созданы городские улицы. И. стал одним из наиболее красивых городов Сибири. До конца XIX в. оставался военно-административным центром Восточной Сибири. В И. насчитывалось 94 улицы (большей частью немощёные), 257 каменных и 5443 деревянных дома, в центре города были построены 2- и 3-этажные особняки. Действовали: Знаменский женский монастырь, костёл, лютеранская кирха, синагога, театр, публичная библиотека и богатые частные библиотеки; публичный сад; Музей Сибирского отдела Русского Географического общества (ныне в составе Краеведческого музея; в экспозиции - этнографические, археологические, нумизматические коллекции, собрание нефритовых изделий, памятники так называемого скифо-сибирского звериного стиля, в том числе Иволгинский камень VII-V вв. до н. э.); Магнитно-метеорологическая обсерватория (основана в 1886). И. часто страдал от землетрясений; за период 1725-1887 насчитывалось 184 дня с землетрясениями. Были сооружены двое триумфальных ворот, одни из которых выстроены в память заключения Айгунского договора 1858 и имели надпись "Дорога к Великому океану" 3 моста: через Ушаковку (приток Ангары, отделявший предместье Знаменское), через Иркут и понтонный через Ангару; 3 пристани - чайная, рыбная и деревянная. Имелись многочисленные благотворительные заведения, в том числе городской ночлежный дом, работали больницы, училища, школы и др. В 1892 в И. числилось 60 предприятий; главными местными производствами являлись золотошвейное плетение кружев, шитьё бобровых шапок, выделка мехов и плетение пеньковых сетей. В конце XVIII - начале XIX вв. И. славился самыми многолюдными в Сибири ярмарками (проходили в конце декабря); базары развёртывались на трёх площадях: Хлебной, Сенной, Молочной. С 1840-х гг. И. становится центром золотодобывающей промышленности, так называемой "столицей ленского золота" сюда стекались капиталы золотопромышленников, купечества и иностранных компаний.

        Удобное географическое положение И. определило его роль в географических экспедициях и открытиях. С XVIII в. И. являлся средоточием торгово-промысловых, переселенческих и дипломатических связей России с северо-восточной и юго-восточной Азией (таможенный пункт в 1723-92). Отсюда землепроходцы двигались на Лену и далее на северо-восток. В 1761-62 первыми из русских на Аляске зимовали "промышленные люди" иркутского купца Бичевина. В 1784 Григорий Шелехов основал первое поселение на побережье Америки: в 1799 в И. им основана Российско-американская торговая компания (сохранилось мемориальное здание конторы, 1785). В 1851 возник Сибирский отдел Русского Географического общества, позднее переименованный в Восточно-Сибирский отдел, проведены работы по изучению природы и истории не только области, но и всей Сибири и Дальнего Востока. В И. начиналась литературная деятельность русских писателей Н. А. Полевого, П. П. Ершова, М. Н. Загоскина и др. И. (включая окрестные сёла) - место ссылки декабристов (создана мемориальная зона с бывшими усадьбами С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского, с Преображенской церковью (1795-98), с Сиропитательным домом Медведниковой (1838), с бывшими особняками М. М. Сперанского и Е. А. Кузнецова и рядовой деревянной застройкой XIX в.). С И. связаны жизнь и деятельность исследователей Сибири П. А. Словцова, историка А. П. Щапова (установлен памятник на Знаменской горе, реставрирован), учёного В. А. Обручева (мемориальный дом на улице Гагарина) и др.

        Транссибирская железная дорога внесла оживление в жизнь города. В 1898 в И. прибыл первый поезд (охраняется историко- архитектурный памятник - участок Кругобайкальской железной дороги, установлен также памятник железной дороге - в Александровском сквере, 1908, скульптор Р. Р. Бах, частично изменён в 1920). Появились новые предприятия, увеличилось население. В 1905 был построен водопровод, в 1906 - небольшая электростанция, в 1910 - вторая электростанция.

        В период Великой Отечественной войны 1941-45 за счёт эвакуированных предприятий в И. в короткий срок возникли новые заводы.

        Современный И. - крупный экономический, культурный центр Восточной Сибири, насчитывающий более 70 промышленных предприятий. В пределах города на Ангаре построена Иркутская ГЭС. Машиностроение (заводы - тяжёлого машиностроения, станкостроительный, ремонтно-механический; выпускают дрели для золотодобывающей и алмазодобывающей промышленности, доменное оборудование, классификаторы для горнорудных предприятий, карданные валы, токарные станки и др.). Слюдообрабатывающая фабрика (детали для радиоэлектронной промышленности), производство стройматериалов, железобетонных изделий. Пищевая (чаеразвесочная, макаронная фабрики; комбикормовый и мельничный заводы), лёгкая (два швейных ПО, мебельная и обувные фирмы, трикотажная и пимокатная фабрики, кожевенный завод) промышленность. Университет (с 1918). Институты: политехнический, сельскохозяйственный, народного хозяйства, медицинский, педагогический, педагогический иностранных языков. Филиалы: Московского института инженеров гражданской авиации и Московского коммерческого университета. Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской АН; включает Институт географии Сибирского отделения Российской АН и Лимнология, институт (посёлок Листвянка). Театры: драматический, музыкальной комедии, юного зрителя, кукольный. Филармония. Цирк. Музеи: краеведческий, художественный (основан в 1936 на основе коллекции В. П. Сукачёва; русская живопись XIX в., древнерусская живопись с коллекцией иконописи разных школ, в том числе сибирской, мелкой пластики и деревянной скульптуры; западноевропейское искусство; произведения народов Востока). Близ И. - Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья, среди его памятников: Спасская башня (1667) и Казанская церковь (1679) Илимского острога; усадебная сибирская деревянная застройка XIX в.; наскальная живопись 6-3-го тысячелетия до н. э. с Каменных островов на Ангаре.

        Город разделяется реками Ангара, Иркут и Ушаковка на 4 района. Историческая часть И. расположена в холмистой долине между Иерусалимским взгорьем и рр. Ангара и Ушаковка. В ней в целом сохранена радиально-кольцевая планировка со старой сетью улиц, площадей и кварталов, соответствующих генеральному плану 1792, с многочисленной деревянной застройкой XIX в. (большей частью "послепожарной" после 1879). Архитектурный комплекс центральной площади образуют древнейшая в Восточной Сибири Спасская церковь (1706-10; колокольня, 1758-62, выстроена на месте паперти, архитектор М. И. Долгих) - 2-ярусная, выполненная в традициях московской архитектуры XVII в., и первоначально 5-главый, с оригинальным соединением древнерусских, барочных и местных сибирских орнаментальных мотивов Богоявленский собор (1718-31; в интерьере - барочный иконостас, 1746) с 2 колокольнями, в том числе шатровой (1729). Важный градостроительный акцент в панораме набережной составляет комплекс Знаменского монастыря (основан в 1689) на стрелке р. Ушаковка, с ярусной, украшенной затейливыми барочными наличниками церкви Знамения (1757-62).

        Как завершающие ориентиры в силуэте города XVIII в. были поставлены 2 церкви на холмах: Крестовоздвиженская (1747-58; по разнообразию декора - уникальный памятник барокко сибирской школы) и Входоиерусалимская. Из посадских храмов XVIII в. в городской застройке остались в целости Троицкая церковь (1763-78) с 2 симметричными приделами и грузной 5-ярусной колокольней; недалеко от неё - Харлампиевская и Владимирская церкви (обе - 1777-82, имеют большие утраты). Важный прибрежный ансамбль образуют: 3-этажный классицистический так называемый Белый дом (бывший особняк Сибирякова, 1800-04, проект мастерской Дж. Кваренги, ограда по рисункам В. П. Стасова и Л. И. Руска, с 1837 - губернаторский дворец) с 6-колонным коринфским портиком на главном фасаде и двусветным, сохранившим лепную отделку залом в интерьере; Александровский сквер; стилизованное в духе "мавританской" архитектуры здание Музея Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества (1882-83, архитектор Г. В. Розен) с круглыми угловыми башнями и крупным рустом. Главная городская магистраль (бывший Большой проспект), проложенную по линии старого оборонительного вала (с 1869 - направление на Якутский тракт), оформляет большей частью каменная застройка конца XIX - начала XX вв., в которой выделяются: Драматический театр (1894-97, архитектор В. А. Шретер) - сложная по объёмам композиция с разными по форме покрытиями и внутренними холлами; Русско-Азиатский банк (1903, архитектор В. О. Коляновский) в стиле модерн, с "колокольным" по силуэту куполом, завершающим перспективу двух улиц; культурно-бытовой комплекс в стиле конструктивизма (1934-36, архитектор А. А. Оль) - Г-образный в плане, динамичный по композиции и оформлению. В деревянной архитектуре И. особое место занимают: бывший особняк Шубина по улице Лапина (середина XVIII в.), несколько домов первой трети XIX в. с "образцовыми" фасадами, имитирующими каменный декор классицизма, наиболее распространённый местный вариант - дома с подклетом, антресольным этажом, барочными мотивами резного декора, разнообразными и пластичными (бывший дом Шастина и др.). Речной пейзаж И. завершает Ангарский мост (1931-36, инженер П. Н. Поликарпов, архитектор И. А. Француз), 4-пролётный, с ажурной железобетонной конструкцией. Левобережная часть И., выше впадения Иркута, примыкающая к железнодорожной станции, растёт в сторону Иркутской ГЭС. Здесь построен научный городок Сибирского отделения Российской АН. Ниже впадения Иркута, на левом берегу Ангары, - промышленный район и железнодорожный узел - И.-II.

        В 70 км к югу от И., в старинном селе Листвянка, - деревянная Никольская церковь (1840-е гг., ныне в глубине Крестового распадка), с лаконичным классицистическим декором.

        К северу от И., в селе Урик, - 2-ярусная Спасская церковь (1771-79), близкая Харлампиевской церкви в И.; в ограде церкви могила декабриста Н. М. Муравьёва. К востоку от села Урик, в селе Усть-Куда, - Казанская церковь (1804), памятник раннего сибирского классицизма.


,

Карта
Карта

Литература: Воробьев В. В., Сдасюк Г. В., Иркутск, Иркутск, 1966; Кудрявцев Ф. А., Вендрих Г. А., Иркутск. Очерки по истории города, Иркутск, 1971; Климат Иркутска, Л., 1981; Оглы Б. И., Иркутск. О планировке и архитектуре города, Иркутск, 1982; Козлов И. И., Путеводитель по Иркутску, Иркутск, 1982; Фатьянов А. Д., Иркутские сокровища, Иркутск, 1985; Иркутск. Три века, 1686-1986. Страницы жизни, Иркутск, 1986; Полунина Н. М., Живая старина Приангарья, М., 1990; Гольдфарб С., Весь Иркутск. Рассказы из истории города, Иркутск, 1992.

Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.

Синонимы:

Смотреть что такое "Иркутск" в других словарях:

  • Иркутск — город, ц. Иркутской обл. Возник в 1661 г. на Ангаре у устья р. Иркут как Яндашскип острог, названный по имени местного князька Ян даша Дороги. Но в употреблении закрепилось название Иркутский острог по расположению на р. Иркут. Гидроним Иркут… …   Географическая энциклопедия

  • ИРКУТСК — ИРКУТСК, город (с 1686), центр Иркутской обл., при впадении в Ангару р. Иркут, пристань на Ангаре. Ж. д. станция. 594,5 тыс. жителей (1998). Заводы: тяжёлого машиностроения, станкостроительный, авиационный, электротехнический и др.; слюдооб… …   Русская история

  • Иркутск — Иркутск. Панорама города. ИРКУТСК, город (с 1686), центр Иркутской области, в России, при впадении реки Иркут в Ангару. 639 тыс. жителей. Железнодорожный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали, пристань на Ангаре, международный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИРКУТСК — ИРКУТСК, город (с 1686), центр Иркутской области, в России, при впадении реки Иркут в Ангару. 639 тыс. жителей. Железнодорожный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали, пристань на Ангаре, международный аэропорт. Машиностроение и… …   Современная энциклопедия

  • ИРКУТСК — город (с 1686), в Российской Федерации, центр Иркутской обл., при впадении в Ангару р. Иркут, пристань на Ангаре. Железнодорожная станция. 640,5 тыс. жителей (1991). Заводы: тяжелого машиностроения, станкостроительный, авиационный,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • иркутск — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Иркутск — Город Иркутск …   Википедия

  • Иркутск — город (с 1686) в России, центр Иркутской области, при впадении в Ангару р. Иркут, пристань на Ангаре. Железнодорожная станция 594,5 тыс. жителей (1998). Заводы: тяжёлого машиностроения, станкостроительные, авиационные, электротехнические и др.;… …   Энциклопедический словарь

  • Иркутск —         город, центр Иркутской области РСФСР. Один из крупнейших экономических центров Восточной Сибири. Расположен у впадения в Ангару р. Иркут, в 66 км к З. от озера Байкал. Важный транспортный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали …   Большая советская энциклопедия

  • ИРКУТСК — Город, центр Иркутской области. Расположен в Восточной Сибири* на реке Ангаре*. Жители города называются иркутяне. Иркутск был основан в 1661 г. у слияния рек Ангара и Иркут (отсюда и название Иркутск) как Иркутский острог, то есть крепость. В… …   Лингвострановедческий словарь

  • ИРКУТСК — город, ц. Иркутской обл. РСФСР. Расположен на р. Ангаре, при впадении р. Иркута. В 1963 390 т. ж. (в 1897 51,4 т. ж.; в 1917 90,4 т. ж.; в 1926 98,9 т. ж.; в 1939 250 т. ж.; в 1959 366 т. ж.). Пром. центр, важный трансп. узел на Сиб. ж. д.… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Иркутск» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.