- Тюмень
-
Центр Тюменской области, в 2144 км к востоку от Москвы. Расположен в Западной Сибири, на берегах р. Тура (приток Тобола). Климат континентальный. Средние температуры января от -17°C до -20°C, июля 16-18°С. Осадков 200-600 мм в год. Важный транспортный узел (железнодорожные линии на Екатеринбург, Омск, Сургут). Речной порт и крупная перевалочная база грузов с водного пути на железную дорогу. Аэропорт. Население 496,2 тыс. человек (1992; 30 тыс. в 1897; 50 тыс. в 1926; 79 тыс. в 1939; 150 тыс. в 1959; 269 тыс. в 1970; 359 тыс. в 1979).
Герб Тюмени. "В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в синем поле серебряная река с плывущим по ней, с золотою мачтою, дощаником: в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири". Высочайше утверждён 17.3.1785Т. - первый русский город в Сибири, основанный как острог в 1586 воеводами И. Мясиным и В. Б. Сукиным в устье р. Тюменка (приток Туры), на месте возникшего в XIV в. татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581. Первыми поселенцами были 300 казаков и стрельцов; в 1624 в Тюменском посаде насчитывалось 318 дворов и около 2 тыс. жителей. С XVII в. - важный транзитный пункт на торговом пути из Сибири в Китай, значительный ремесленный центр. С 1709 - в составе Сибирской губернии, с 1782 - уездный город Тобольского наместничества (с 1796 - губернии). К началу XIX в. Т. - значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири (ведущая отрасль - кожевенная); экономическое значение Т. ещё более возросло в связи с открытием в Сибири речного пароходства (40-е гг. XIX в.; в 1838 в Т. был построен первый в Сибири пароход) и с постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург - Т. Во второй половине XIX в. в городе получили широкое развитие судостроение, лесная и рыбная промышленность, коврово-ткацкое производство и др.; через Т. шли грузы зерна, муки (свыше 3/4 всего объёма), кож и прочего. В 1898 действовало 119 фабрик и заводов; наиболее значительными были 3 судостроительных и механический заводы, суконная фабрика, 2 паровые мельницы, завод по отливке колоколов; работали 70 небольших кожевенных заводов. Развиты были кустарное производство кожаной обуви, шапок, рукавиц, выделка овчины и беличьих шкурок, ковроткачество. К концу XIX в. в Т. числилось 4905 жилых домов (в том числе 150 каменных), имелись 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений. Т. была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири; здесь были открыты Сибирский торговый банк, отделения Государственного банка и Русского для внешней торговли банка, Городской общественный банк, агентства Нижегородско-Самарского и Ярославско- Костромского банков и др. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России и за рубежом (преимущественно с Китаем, Персией); в городе насчитывалось 365 торговых лавок, из которых 100 находились в помещении Гостиного двора. С 20 июня по 20 июля в Т. проходила ежегодная ярмарка, одна из крупнейших в Сибири (оборот в 1898 свыше 4,5 млн. руб.). Работали театр, цирк; с 1897 издавалась "Сибирская торговая газета" в 1899 была открыта таможня. Т. стала в XIX в. перевалочным пунктом для переселенцев (с 1883 по 1900 - свыше 500 тыс. человек) и ссыльных (здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и распределявший их по Сибири). С 1944 - областной центр.
В Т. в Александровском реальном училище учились дипломат Л. Б. Красин, писатель М. М. Пришвин. В 1919 в Т. формировалась 51-я ("перекопская") дивизия В. К. Блюхера (Музей "Штаб-квартира В. К. Блюхера").
Современная Т. - крупный экономический и культурный центр Сибири. Наиболее важные отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, химическая, лёгкая и пищевая. Среди основных предприятий: заводы - судостроительный, машиностроительный, моторный, электро- механический, аккумуляторный, приборостроительный, станкостроительный, медицинского оборудования и инструментов, "Нефтемаш" - "Нефтетрансмаш" "Электрон" (опытный); деревообрабатывающие предприятия (производство древесностружечных плит, фанеры, мебели, пиломатериалов); заводы - пластмасс, химико-фармацевтический; по производству стройматериалов (заводы - кирпичный, керамзитовый, железобетонный и др.), камвольно-суконный комбинат, фабрики - овчинно-меховая, ковровая, швейная, обувная. Среди предприятий пищевой промышленности - мясной, молочный, мельничный, рыбный комбинаты. Тюменская ТЭЦ (с 1960; работает на местном торфе). С освоением нефтегазовых месторождений Обь-Иртышского Севера Т. стала организационным центром нефте- газодобывающей промышленности и центром формирующегося Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса. Университет; институты: индустриальный, инженерно-строительный, медицинский, сельскохозяйственный, искусств и культуры; научно-исследовательские и проектные институты нефтяной и газовой промышленности. Театры: областной драматический, кукол. Филармония. Цирк. Областной краеведческий музей (основан в 1879). Картинная галерея.
Историческая часть города расположена на берегах Туры и её правого притока - р. Тюменка, на клиновидном мысу между которыми к концу 1580-х гг. была отстроена русская крепость (разрушилась в XVIII в.), ставшая ядром города. Напротив крепости, на полуострове, образованном глубокими оврагами устья Тюменки, - так называемое Царёво городище с остатками татарского города (вал и ров). Т. развивалась в основном на юго-востоке от крепости, вдоль берега р. Тура, правого берега Тюменки и Сибирского тракта. В северной части Т. - архитектурный комплекс Троицкого мужского монастыря (первоначально - Преображенский, основан в 1616, с 1706 отстраивался в камне по инициативе миссионера и просветителя Сибири митрополита Ф. Лещинского): монументальный 5-главый Троицкий собор (1709-15) с композиционными и декоративными элементами украшения барокко; крестообразная в плане Петропавловская церковь (1755, шатровая колокольня - 1741); 2-этажные настоятельские покои (1739); высокие каменные стены (1741). Излучину Туры, огибавшую низкую заречную часть города с 2-ярусной барочной церковью Вознесения (Георгиевской, 1789) и высокой колокольней, замыкали женский монастырь (основан в 1601) с Ильинской церковью (XVIII в., на месте церкви конца XVI в.) и кладбище с Всехсвятской церковью-часовней (1838), ротондой в стиле классицизма. Важными вертикальными осями старинной Т. являлись 5-главая барочная Крестовоздвиженская церковь (1791) и церкви "на посаде" по сторонам Ялуторовского тракта: слева - Знаменский собор (1768-1801), самобытный сибирский вариант барокко с волнообразным завершением фасадов, ступенчатыми главками и колокольней; справа - церковь Михаила Малеина (последняя четверть XVIII в.) и Спасская церковь (1794). С XVII в. Т. застраивалась по регулярному принципу (прямоугольные кварталы, выход всех улиц к площадям), доведённому в планах 1766 и 1861 (после крупных пожаров) до строго прямоугольной сетки улиц, поныне сохранившейся в центральной части города. Среди общественных сооружений Т. важную градостроительную роль продолжают играть 3-этажное бывшее коммерческое училище (1910-14) в стиле неоклассицизма на стрелке Затюменского мыса; на противоположном берегу Тюменки, на месте крепости, - бывший Гостиный двор (1835-38) и Городская управа (первая четверть XIX в., ныне Краеведческий музей) с высоким цокольным этажом, лестницей и 4-колонным портиком. Сохранились также здания бывшей почтовой конторы (1800-е гг., расширена в третьей четверти XIX в., классицизм), Александровского реального училища (1878), женской гимназии (1859) и др. Исключительное историко-культурное значение имеет уцелевшая деревянная застройка Т. XIX - начала XX вв., в том числе одноэтажные, рубленные "в обло"дома с большим выносом карниза и своеобразными подоконными резными досками ("занавесками") и 2-этажные дома, богато декорированные выемчатой и барельефной резьбой. Промышленный рост Т. в XIX в., отрезавший жилую застройку от берегов Туры, предопределил линейный характер развития города в XX в. в направлении западных окраин и особенно на юго-востоке, к железной дороге, где развёрнуты основные кварталы современной жилой застройки. С середины XX в. предприняты широкое благоустройство и озеленение города, в том числе в его исторической части.
,
Карта Литература: Тюмень. Путеводитель-справочник, 2 изд., Свердловск, 1974; Улицы Тюмени рассказывают, Свердловск, 1979; Заварихин С. П., Ворота в Сибирь, М., 1981; Жученко Б. А., Заварихин С. П., Тюмень архитектурная, Свердловск, 1984; 400 лет Тюмени. Сборник документов и материалов, Свердловск, 1985; Климат Тюмени, Л., 1985; Копылов Д., Князев В., Ретунский В., Тюмень, Свердловск, 1986.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.