- Сретенск
-
Районный центр в Читинской области, в 385 км к востоку от Читы. Расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта, на берегу р. Шилка (бассейн Амура). Железнодорожная станция на ветке от станции Куэнга на Транссибирской магистрали. Узел автодорог (Агинское - С. и др.). Пристань на правом берегу Шилки. Аэропорт. Население 10,3 тыс. человек (1992; 1,4 тыс. в 1897; 8,6 тыс. в 1926; 12,3 тыс. в 1939; 15,1 тыс. в 1959; 13,4 тыс. в 1979).
Герб Сретенска (Сретинска). Б верхней части щита герб Иркутский. В нижней части - в голубом поле положенные слитки серебра, в знак того, что в округе сего города находятся серебряныя руды, где и сплавливаются". Высочайше утверждён 26.10.1790Основан в 1689 как зимовье, позднее возник Сретенский острог. С 1789 - уездный город Иркутского наместничества. С 1798 С. - волостное селение, с 1851 - центр казачьей станицы. В 1830-х гг. в С. на поселении жили декабристы А. И. Вегелин и К. Г. Игельстром.
Особенно важную роль С. стал играть в организации сообщения по Амуру, когда сюда в 1897 подошла Транссибирская железнодорожная магистраль (С. был её конечным пунктом до сооружения Китайско-Восточной железной дороги, а затем Амурской магистрали). От С. шли пароходы на Благовещенск и Хабаровск. Был построен переселенческий пункт, где останавливались переселенцы, ехавшие на Амур. С. был типичным купеческим городом, в 1910 около 40% населения занималось торговлей. Из С. на Амур пароходами отправлялись мануфактура, галантерея, экипажи, лошади, крупный рогатый скот, зерно. Зимой санным путём С. снабжал золотые прииски продуктами и припасами. В городе находились таможня, 3 банка (Русско-Азиатский, Сибирский и Взаимного кредита), казначейство, 105 торговых фирм, контор, магазинов и др. Действовали полукустарные мыловаренный, кожевенный, шубный, красочный, верёвочный, пивоваренный, дроболитейный заводы и другие предприятия, почтовая контора, телеграф и войсковая казачья больница. Вновь город - с 1922.
В современном С.: фабрика валяльной обуви; мясокомбинат, пищекомбинат; мебельный, деревообрабатывающий комбинат и др. Краеведческий музей. Основные районы города вытянуты неширокой полосой по правому берегу Шилки, часть построек - на левом высоком берегу, около железнодорожной станции. С 1986 действует автодорожный мост через Шилку.
Литература: Дворниченко Н. Е., Земля за Байкалом, Иркутск, 1970.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.