- ян цюань
-
Ян ДэцюаньФилософ 3 в. из гос-ва Лян (на территории совр. пров. Хэнань). Жил уединенно, посвятив себя ученым занятиям, затрагивавшим помимо натурфилософии астрономию, географию, календарное счисление, фенологию, земледелие, медицину и т.п. Осн. соч. - "У ли лунь" ("Рассуждения о принципах вещей"), "Тай сюань чжу" ("Коммент. к "(Канону) Великого сокровенного") - в значительной части утрачены. Один цзюань ("свиток") из "У ли лунь" вошел в сб. Сунь Синъяня "Пинцзиньгуань цун шу" ("Собр. книг из дворца Пинцзиньгуань"), др. разрозненные тексты - в сб. "Цюань Саньго вэнь" ("Поли. собр. текстов пер. Троецарствия") Янь Кэцзюня и "И линь" ("Лес мыслей") Ма Цзуна (18 -19 вв.). Подробно разрабатывал учение об "изнач. пневме" (юань ци, см. Ци (1)). По Я. Ц., "то, чем утверждаются Небо (тянь) и Земля", т.е. их субстанциальная основа, есть вода (шуй), а "то, (благодаря чему происходит) становление Неба и Земли", т.е. более высокий уровень их субстантивации, есть "пневма" (ци (I)). Т.о., вода и "пневма" суть одна и та же субстанция. Небо, как природное начало высшего уровня, состоит из безбрежной "изнач. пневмы". Камни и почва представляют собой ту же "пневму", но "замутненную", вода - более легкую и текучую. "Накопление пневмы происходит спонтанно (цзы жань)", по мере "выработки вещей" (чань у, см. У (3)) субстантивированными в "пневме" полярными силами инь ян. Преемствовав учение Хуань Таня и Ван Чуна (1 в.) о соотношении "(телесной) формы" (сии (2)) и "духа" (шэнь (1)), Я. Ц. настаивал на идее "уничтожимости души" (см. "Шэнь ме лунь", Фань Чжэнъ). Отрицал учение об онтологич. первичности "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у).
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.