- шэньхуэй
-
686, Сянъян (совр. пров. Хубэй), - 760Буд. монах, представитель Чань школы. После трех лет обучения у Шэньсю отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) к Хуэйнэну, шестому патриарху Чань, под наставничеством к-рого постигал учение о "внезапном просветлении" (дунь у). После смерти Хуэйнэна жил в монастыре Хэцзэсы в Лояне, проповедуя учение своего наставника. Получил прозе, "великого наставника из Хэцзэсы". Осн. соч. - "Сянь цзун цзи" ("Записки о прояснении главного"). Учениками Ш. был также составлен сб. "Ш. юй лу" ("Записи высказываний Ш."). Прославился диспутом с чаньским наставником Чунъю-анем, последователем Шэньсю, в монастыре Даюньсы в Хуатае (восток совр, уезда Хуасянь пров. Хэнань): доказывал, что сконцентрировавшиеся на Юге сторонники учения Хуэйнэна являются истинными духовными наследниками Хунжэня - пятого патриарха Чань. Считается, что с того времени взгляды группировки сторонников Шэньсю получили назв. "учения о постепенном" (цзянь цзяо), а последователей Хуэйнэна - "учения о мгновенном" (дунь цзяо). Развивал доктрину Хуэйнэна о том, что "просветление" - видение "природы будды" (фо син) наступает мгновенно и не требует многоступенчатого восхождения. Выдвинул тезис "отсутствие сосредоточения в качестве главного" (у нянь вэй цзун), полагая средством преодоления границы, отделяющей человеч. сознание от "природы будды", состояние "отсутствия сосредоточения" (у нянь), когда сознание перестает реагировать на любые внеш. и внутр. факторы.Хэ Чэнсюань
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.