- шэнь дао
-
Шэнь-цзыОк. 395 до н.э., царство Чжао, - ок. 315 до н.э.Философ-легист из академии Цзися в царстве Ци. В "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь ся") Ш.Д. отнесен к той же филос. группировке, что и Тянь Пянь. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) причислен к представителям Хуан(-ди) - Лао(-цзы) учения. Утверждал, что правитель должен полагаться не на собств. произвол, а на юридич. закон (фа (1)) и не считаться с советами подданных. Гл. принципом управления считал "власть/насилие" - ши (5) (см. Фа - шу - ши): "Мудрости недостаточно, чтобы держать народ в подчинении, зато обладания властью/насилием достаточно для подчинения мудрого". Власть правителя Ш.Д. рассматривал как "власть/насилие", проводящее в жизнь закон (фа (1)): "власть/насилие" и закон - осн. условия, позволяющие даже правителю, не отличающемуся выдающимися личными достоинствами, "посредством недеяния (у вэй (1), см. Вэй (1|) навести порядок в Поднебесной". В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) упоминается соч. Ш.Д. под назв. "Двенадцать высказываний" ("Ши эр лунь"). В библиографич. разд. "Хань шу" ("И вэнь чжи", 1 в.) говорится о трактате "Шэнь-цзы" из 42 пяней ("глав"); ныне известны семь глав соч. под этим назв.**Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае (Избр. труды). М., 1993. С. 105 - 12; КиЫп V. Shen Tao and Fa-chia // Journal of the American Oriental Society. 1974. Vol. 94. N 3. См. также лит-ру к ст. Легизм.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.