чэн хао

чэн хао
Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ("учитель из Миндао"). 1032, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1085
Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ Ван Аньши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. и фискальной системы. Осн. соч. - "Дин син шу" ("Книга об установлении индивид, природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности") и др. Позднее произв. Ч.Х. и Чэн И были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн").
Считая ли (1) общим "принципом" природных и социальных процессов, "изменений и превращений" в окружающем мире, Ч.Х. в отличие от Чэн И избегал акцента на первичность ли (1) по отношению к "пневме" (ци (1)). Последнюю Ч.Х. отождествлял с "оформленным" (ю син, см. Син (2)), т.е. миром вещей, а "неоформленное" (у син (2)) считал синонимом дао, "не имеющего ни начала, ни конца". Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой Чжан Цзаем концепции "Великой пустоты" (тай сюй) как единой общемировой "пневмы" и источника многообразия вещей.
Нек-рые стороны учения Ч.Х. позволяют считать его непосредств. предшественником "учения о сердце" (синь сюэ (1)), основы к-рого заложил Лу Цзююанъ (12 в.). По мнению Ч.Х., "проявления Неба и Земли" суть "проявления всего и меня (в том числе)"; хотя "принцип Неба, Земли и тьмы вещей подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей, но "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь) - высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным "принципом". Поэтому "исчерпание (собств.) сердца" является способом "исчерпания принципа" (цюн ли) и "исчерпывающего (познания своей) природы" (цзинь син), единосущной природе Вселенной. "(Я) сам есть лучшая мера (всего)", ибо при "обращении (к собств.) сердцу" (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на "внутреннее" и "внешнее".
Его фактическое единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь (2)). Этот моральный фактор, включающий в себя, по Ч.Х., "долг/справедливость" (и (1J), нормы "благопристойности" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "благонадежность" (синь (2)), приобрел в учении Ч.Х. онтологич. характер как условие подлинного "слияния" с окружающим миром. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учебы".
*Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981;
**Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. (учений) братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Ч.Х., Чэн Или сюэ сысян яньцзю (Исслед. идеи "учения о принципе" Ч.Х. и Чэн И). Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си.
А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "чэн хао" в других словарях:

  • Чэн Хао — кит. трад. 程顥, упр. 程颢 …   Википедия

  • ЧЭН ХАО — (Ч э н M и н д а о) (1032–1085) – кит. философ неоконфуцианец, брат Чэн И. Разделял взгляды Чэн И относительно первенствующей роли принципа ли по сравнению с материей ци. В учении Ч. X. новую интерпретацию получило понятие жэнь. Здесь оно… …   Философская энциклопедия

  • Чэн Хао — (1032 1085)         китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Вместе со своим братом Чэн И разработал одну из фундаментальных идей неоконфуцианства концепцию «ли». «Ли» всеобщий закон, единый и… …   Большая советская энциклопедия

  • ЧЭН — (кит. искренность, истинность) специфическая категория кит. философии, выражающая единство онтологического, гносеологического и нравственного начал. Впервые употреблено как филос. понятие в памятнике «Мэн цзы» (4 в. до н.э.), где Ч.… …   Философская энциклопедия

  • чэн и — Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сяньшэн ( учитель из Ичу аня ). 1033, Лоян (в совр. пров. Хэнань), 1107 Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства ( учения о принципе ли сюэ). Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чэн И — кит. упр. 程颐, пиньинь: Chéng Yí …   Википедия

  • ЧЭН И — (1033–1108) – кит. философ неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учениях обоих братьев, позволяющие считать Ч. И… …   Философская энциклопедия

  • Чэн (фамилия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чэн (значения). Чэн две китайские фамилии ( кланы ). Вьетнамское произношение Чань ( Thành ). 成 успех . 程 гл. проявляться . Известные Чэн …   Википедия

  • чэн - чжу школа — ЧЭН (БРАТЬЕВ) ЧЖУ (СИ) ШКОЛА. Чэн Чжу сюэ пай. Назв., объединяющее идейные течения последователей братьев Чэн Чэн И и Чэн Хао (11 12 вв., Лоянская школа Ло сюэ), а также Чжу Си (12 в., Каотинская школа). придавшего учению доктринальную… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чэн И — (1033 1107)         китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство); брат Чэн Хао. По сравнению с Чэн Хао Ч. И сильнее акцентировал гармонию единства и многообразия «ли» («принцип»); его тезис «принцип один, но …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»