- чжунчан тун
-
Чжун Гунли180, Гаопин обл. Шаньян (на терр. совр. уезда Цзоусянь пров. Шаньдун), - 220Философ-рационалист. Состоял на гражданской и военной службе в последние годы империи Вост. Хань (25 - 220). Осн. соч. - "Чан янь" ("Откровенные речи"). Жизнеописание содержится в "Хоу Хань шу" ("История дин. Поздняя Хань", кон. 4 - 5 в.), фрагменты соч.- в сб. "И линь" ("Лес идей", сост. Ма Цзун, 7 - 8 вв.). В обл. натурфилософии отвергал т.н. учение о небесном дао (тянь дао чжи сюэ, см. Дао) в форме популярной в его время мистико-мантич. традиции (см. Чэнь вэй). Полагал, что "человеч. дела являются стволом (основой), небесное дао - ветвями", т.е. рассматривал отвлеченное философствование и астрологич. изыскания как второстепенную обл. практики. Она может играть вспомогательную роль лишь постольку, поскольку позволяет человеку соизмерять свои действия с теми возможностями, к-рые предоставляет природа, - с "четырьмя временами" (сы ши), т.е. естеств. закономерностями. В сфере историософии придерживался учения о циклич. чередовании расцвета и упадка династий; рассматривал "небесное предопределение" (тянь мин, см. Мин (1)) в историч. аспекте как результат "соперничества в силе" (цзюэ ли) и "соперничества в разуме" (цзюэ чжи) ("Хоу Хань шу", гл. "Ч.Т. чжуань" - "Жизнеописание Ч.Т."). Учение Ч.Т. о познании основывается на дихотомии "разумности" (чжи (1)) и "способности (к совершению чего-либо)" (нэн), к-рые представляют некое единство подобно речи и действию, "имени" (мин (2)) и "реалий" (ши (2)); признавал объективность ложного и истинного. Связь гносеологии с этикой у Ч.Т. выражается в тезисе о "трех возможностях совершить низость". Первая из них сопряжена с "преклонением перед именами", в части, номинальными титулами и социальными ролями, при "незнании реальности", т.е. нежелании соотносить эти титулы и роли с конкретным поведением человека. Вторая возможность вытекает из неспособности различать истинное (правое) и ложное (неправое) в их соотнесенности с богатством и знатностью; третья обусловлена "ориентацией на процветание (процветающих) и игнорированием упадка (тех, кто ослаб)" ("И линь"). Как политич. мыслитель Ч.Т. резко выступал против фаворитизма, назначения на высокие посты по принципу знатности. Предлагал предоставлять гос. должности тем, кто постиг тайны "уврачеван ия смут" и сведущ в трудностях земледелия, а потому способен к добродетельному правлению и "преобразованию (подданных посредством) научения" (цзяо хуа). В духе, типичном для социального самочувствия служилой элиты, ставшей свидетельницей развала централизованной империи Хань, сочетал конф. императив личного долга (см. И (1)) с даос, идеей "ухода от мира" (инь ши), трактуя "мир" как публичную жизнь: "погружение в отшельничество" (жу сянь) и личную жизнь в пер., когда Поднебесная (социум) "утрачивает дао", становится средством сохранения своей "(индивид.) природы (син (1)) и (предопределенной) жизненности (мин (1))" в должном состоянии.*Кит. классич. проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959. С. 170 - 1; Чан янь (фрагменты). Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990;**Малявин В.В. Гибель древней империи. М., 1983. С. 177 - 8 и по Указателю; Лю Банфу. Ч.Т. // Чжунго гудай чжу мин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982А.Г. Юркевич
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.