- драгоценные свитки
-
БАОЦЗЮАНЬНазв. жанра песенно-повествовательной популярной лит-ры проповеднического, морально-дидактич. и фольклорного характера. Истоки Б. восходят к популярным произв. бяньвэнь эпохи Тан (618 - 907) на сюжеты буд. сутр. Самый ранний известный ныне Б. издан в 1290 в Янь (совр. Пекин); в тексте указана дата его первого издания, выполненного в 1212. Уже этому Б. присущ синкретич. характер: сочетание проповеди буд., даос., конф. идей и нар. верований. С 16 в. в Б. излагались гл. обр. вероучения тайных религ. сект (см. Се цзяо), а также пересказывались буд. и даос, легенды, нар. предания. Наряду с этим появились соч. назидательные, на темы добродетели, избавления от круговорота перевоплощений (см. Луньхуэй), тематически и функционально близкие жанру популярной буд. лит-ры шаньшу ("Книги добра"). Вместе с тем Б. 19 - 20 вв. - это мирские соч. преимущественно развлекательного характера. Распространение Б. связано с развитием в 16 - 17 вв. движения тайных обществ и религ. сект (Хуантянь дао ("Путь Желтого неба"), Байлянь цзяо ("Учение Белого лотоса") и др.), наставники и проповедники к-рых создавали соч., исполняемые во время ритуальных служб, религ. собраний и праздников. И в наст, время Б. исполняются во время религ. праздников и служб в храмах либо в частных домах. В 19 в. меры имп. прав-ва по искоренению тайных обществ и сект привели к запрещению и массовому уничтожению Б. Они представляют собой соч. крупной формы, текст к-рых состоит из прозаич. и метрич. частей. Осн. тематика Б.- назидательные рассказы о жизни, делах и страданиях будд, бодхисаттв, святых, "бессмертных" (см. Сянь сюэ), о цепи перевоплощений, завершившейся превращением в божества; о нисхождении будд и "бессмертных" на землю (их воплощениями объявляются основатели сект); о скитаниях души в аду (повод для призывов к добродетели). Для Б. характерно смешение реального и нереального, мира живых и царства мертвых, буд. и даос, картин мироздания. На р-же 19-20 вв. появились Б. на сюжеты о запутанных судебных делах, ложных обвинениях и т.п., на сюжеты романов, пьес, а позже - киносценариев и газетных публикаций. Б. содержат ценный материал по идеологии тайных обществ, религ. сект, нар. верований, взаимодействию книжной и нар. культуры.*Стулова Э.С. (пер., исслед. и коммент.). Б. о Пумине. М., 1979;**Рифтин Б.Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в кит. фольклоре. М., 1961.Э.С. Стулова
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.