- импульс
-
ЦЗИ (1)"Пружина" ("движущая сила", "механизм", "механический", "организм", "начало", "импульс", "хитроумный", "махинаторский").Одна из самых специфич. категорий кит. философии. Конкр. значения Ц.- крючок арбалета, западня, спускать стрелу с крючка. В семантике иероглифа Ц. (элементы "дерево" и "зародыш" ("исток", "край")) традиционно противопоставляемые на Западе понятия "механизм" и "организм" объединяются через общий признак самодвижения, двигательного импульса, исходящего изнутри.В конф. текстах 5 - 3 вв. до н.э. Ц. имеет значения движущей силы (в "Ли цзи" ему уподобляется "гуманность" - жэнь (2) как осн. импульс существования семьи и гос-ва) и "махинаторских приемов" ("Мэн-цзы"). В даос, текстах Ц. употребляется в двух смыслах: 1) хитрое, коварное приспособление, плод человеч. рук; 2) естеств., нерукотворное устройство, движущая сила живого организма. Данное разделение соответствует фундамент, даос, оппозиции "человеческое" (искусств.)- "небесное" (естеств.). Сердце, движимое искусностью человека, - коварно, движимое "небесным естеством", - благостно. Понятие "небесной пружины" (тянь Ц.) как "движущей силы естества" вводится в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где она противопоставляется чувственному восприятию и чувственности (ши юй): чем они глубже, тем "поверхностнее небесная пружина". "Пружина" - Ц. у Чжуан-цзы имеет физиологич. смысл: она "исходит из пяток" и обусловливает "пяточное дыхание". Использование усовершенствованных ("механич." - Ц.) орудий труда объявляется источником "механич. дел" и в результате - "механич. сердца" (цзи синь), эгоистич. хитроумия, к-рое приводит к "неустойчивости духовной жизни", противоречащей дао. Подобный тезис повторен в "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), где некое "внутр." достояние "совершенномудрого" (шэн (1)) рассматривается как средство, с помощью к-рого он "проникается небесной пружиной". Это положение корреспондирует с формулировкой "Инь фу цзина" (1-2 вв.): "Человеч. сердце - это пружина". Там же содержится идея всеобщей взаимозависимости, представленная метафорой' "ограбления" Небом и Землей всех вещей, всеми вещами - человека и их самих - человеком. "Движущая сила" (Ц.) "грабителей" невидима; "высший человек" благодаря ей получает возможность "усилить свое тело", но "посредств. человека", пытающегося овладеть Ц., ждет гибель. На этих положениях в средневек. даосизме основывалась практика самосовершенствования, в т.ч. "достижения бессмертия" (см. Сянь сюэ), идея к-рого выражалась метафорой "воровского похода (дао фа) на Небо", или "воровского механизма" (дао Ц.), позволяющего "перевернуть" естеств. движение от колыбели к могиле.В кит. буддизме идея самодвижения всего сущего была интерпретирована как "импульс (движущая сила) будды" (фо Ц.); в учении Чжии (6 в.) термин Ц. обозначил "ментальные способности", впоследствии одну из важнейших категорий буд. психологии. В неоконфуцианстве доминировала трактовка Ц., предложенная Чжан Цзаем (11 в.): "О Ц. говорится тогда, когда движение исходит не извне". Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) в истолковании Ц. пытался преодолеть противопоставление "небесного" и "человеческого", обращаясь к даос, терминам: человеч. сердце - "пружина единой вещи", т.е. Неба и Земли (тянь ди); "небесная пружина" есть "чувственные восприятия" (ши юй).Единство "организма" и "механизма" в семантике Ц. сказалось в своеобразии трактовок кит. мыслителями кон. 19 - нач. 20 в. зап. представлений о созидательных силах природы. Напр., по Сунь Ятсену, "биоэлементы создают людей и тьму вещей", подобно тому как люди создают вещи; "птицы - это созданные биоэлементами летательные механизмы (Ц.)".**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и кит. классич. философия. М., 1983. С. 232, 234 - 7, 271.А.И. Кобзев
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.