хуэй-цзы

хуэй-цзы
ХУЭЙ ШИ (Хуэй-цзы)
Ок. 370 до н.э., гос-во Сун,- ок. 310 до н.э.
Виднейший, наряду с Гунсунь Лунам, представитель школы мин цзя. По преданию, был дружен с Чжуан Чжоу. Занимал пост сяна ("канцлера") гос-ва Вэй, участвовал в дипломатич. переговорах правителей гос-в Вэй и Ци, в рез-те к-рых они признали права друг друга на статус вана (царя, см. Ван дао), отрицавшийся за правителем Ци. Добивался т.н. "союза по горизонтали" (хэ цзун) гос-в Ци и Чу против гос-ва Цинь. Упомянутый в библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) трактат "Хуэй-цзы" утерян. Его высказывания и сведения о деятельности содержатся в "Чжуан-цзы", "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Люй-ши чунь цю", "Хань Фэй-цзы" (3 в. до н.э.) и др. памятниках. Считается автором ряда парадоксальных суждений; о "совпадении тождества-различия" (хэ тун и), о том, что "бесконечное конечно", "щенок не есть собака", "огонь не горяч", "если палку длиной в один чи (ок. 30 см) каждый день переламывать пополам, то деление не закончить в течение десяти тыс. лет" и др. Предположительно первым из кит. философов в рамках проблемы соотношения "имен и реалий" (мин - ши, см. Мин (2)) отчетливо поставил вопросы соотнесения языковых выражений с внеязыковыми сущностями, а также вопросы смысла терминов и их смысловых связей. Центр, тезис Х.Ш.- о "большом и малом тождествах-различиях" (да сяо тун и). В синологич. лит-ре он толкуется по-разному. Напр., Фэн Юланъ рассматривал его как противопоставление т. зр. обыденного сознания на "сходства" (так интерпретируется иероглиф тун (1)- "тождество", "единение", см. Да тун (1)) и "различия" (понимаемые как сходства-различия между отд. вещами) филос. пониманию относительности всех сходств и различий: если рассматривать вещи с т.зр. их сходств, то все они оказываются сходными; если же их рассматривать под углом различий между ними, все они различны. Указ, трактовку развивает Фэн Ци. По его мнению, "малое тождество-различие" (сяо тун и) описывает факт деления рода (напр., животные - орел, лань) на отличные др. от др. виды (напр., лань - четвероногое животное). "Большое тождество-различие" (да тун и) Фэн Ци объясняет подобно Фэн Юланю, но вводя термины "общее" (вещи с т. зр. "тождества") и "особенное" (с т. зр. "различий"). Существуют и др. толкования учения Х.Ш., представляющие его релятивистом (наподобие Чжуан Чжоу), софистом либо диалектиком, противостоящим моистскому (см. Мо цзя) "формально-логич. подходу" к проблеме "имен и реалий". В целом принято считать, что тезис о "большом тождестве-различии", сводящийся к "совпадению тождества-различия", служит у Х.Ш. логич. обоснованием "единотелесности" мироздания (и ти, см. Тянь). См. также ст. Мин цзя, Гунсунь Лун.
**Крушинский. А.А. Имена и реалии в древнекит. логике и методологии (обзор) // Совр. историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. Реферативный сб. М., 1987; Ху Ши. Сянь Цинь мин сюэ ши (История доциньского учения об именах). Гирин, 1983; Гу Ди, Чжоу Ин. Х.Ш. сысян юй сянь Цинь мин сюэ (Идеи Х.Ш. и доциньское учение об именах). Пекин, 1990.
Ли Си

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "хуэй-цзы" в других словарях:

  • Хуэй Ши — кит. упр. 惠施, пиньинь: Huì Shī Дата рождения: около VI в. до н. э. Дата смерти: около VI в. до н. э. Школа/традиция: мин цзя …   Википедия

  • Хуэй (фамилия) — Хуэй (Huì)  китайская фамилия (клан). Вьетнамское произношение  Хуэ (Huệ) или Туэ (Tuệ). 慧  умный. В именах буддийских монахов  премудрость, праджня. 回  мусульманская фамилия. Известные Хуэй 惠 Хуэй Ши (кит. 惠施, пиньинь… …   Википедия

  • хуэй ши — см. хуэй цзы …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Хуэй-ван (царство Вэй — Хуэй ван (царство Вэй, эпоха Чжаньго) Вэйский Хуэй ван (Лянский Хуэй ван; 魏惠王 или 梁惠王; 400 г. до н. э. – 319 г. до н. э.) – правитель царства Вэй в период Сражающихся царств, сын вэйского У хоу (魏武侯). Имя, данное при рождении – Ин (罃 или 婴), Хуэй …   Википедия

  • ХУЭЙ ШИ — (ок. 350 – 260 до н.э.) – др. кит. диалектик и софист, друг Чжуан цзы, оказавший на него серьезное влияние своей идеей всеобщего релятивизма. Парадоксы X. Ш., сохранившиеся гл. обр. в трактате Чжуан цзы ( небо находится так же низко, как земля, и …   Философская энциклопедия

  • Хуэй-ди (династия Хань) — Император Хуэй ди династии Хань Рождение и смерть: 210 до н. э. 188 до н. э. Фамилия: Лю (劉) Личное имя: Ин (盈) Второе имя (字) …   Википедия

  • Хуэй-ван (царство Вэй, эпоха Чжаньго) — Вэйский Хуэй ван (Лянский Хуэй ван; 魏惠王 или 梁惠王; 400 г. до н. э. – 319 г. до н. э.) – правитель царства Вэй в период Сражающихся царств, сын вэйского У хоу (魏武侯). Имя, данное при рождении – Ин (罃 или 婴), Хуэй – посмертное имя. Также известен как… …   Википедия

  • Хуэй-ван — Вэйский Хуэй ван (Лянский Хуэй ван; 魏惠王 или 梁惠王; 400 г. до н. э. – 319 г. до н. э.) – правитель царства Вэй в период Сражающихся царств, сын вэйского У хоу (魏武侯). Имя, данное при рождении – Ин (罃 или 婴), Хуэй – посмертное имя. Так же известен как …   Википедия

  • Вэй Ляо-цзы — (кит. трад. 尉繚子, упр. 尉缭子, пиньинь: Wèi Liáozi)  китайский военный трактат, один из семи классических трактатов. Вероятно, был создан в конце IV века до н. э., в эпоху Сражающихся царств. История Автором трактата является китайский …   Википедия

  • Чжан Цзы И — Чжан Цзыи 章子怡 Имя при рождении: Zhāng Zǐyí Дата рождения: 9 февраля 1979 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»