- хуан цзунси
-
Хуан Тай-чжун, Хуан Наньлэй, Хуан Личжоу.24.9.1610, окр. Юйяо пров. Чжэцзян,- 1695.Неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), политич. деятель, основоположник Чжэцзянской историч. школы, ученый (астрономия, математика, мелодика, текстология). Политич. убеждения Х.Ц. сформировались под влиянием отца, активного функционера "партии" Дунлинь (см. Дунлиньская школа), умершего от пыток в 1626. Для борьбы с погубившей отца и его сторонников кликой евнухов Вэй Чжунсяна Х.Ц. создал группировку Фушэ ("Об-во возрождения"), воспринявшую политич. ориентацию "партии" Дунлинь. После начала похода маньчж. армии на юг Х.Ц. организовал антиманьчж. ополчение. После подавления маньчжурами вооруж. сопротивления вернулся на родину и обратился к академич. деятельности.Учеба у Лю Цзунчжоу и неприязнь к чжусианству как офиц. идеологии обусловили близость Х.Ц. к Ван Янмина школе. В учении янминизма о "душе-сердце" (синь (1)) Х.Ц. акцентировал изменчивость и "безосновность" (у бэнь ти) синь (1), его зависимость от "деятельностного" аспекта (гунфу). "Достижение" (чжи (5)) в процессе "достижения благого знания" (чжи лян чжи, см. Ван Янмин) трактовал как "действие-движение" (син (3)). Х.Ц. противопоставлял чжусианскому пониманию соотношения ли - ци тезис об отсутствии ли ( 1 ) вне и прежде ци (1). Они неразрывны, как "два имени одной вещи", при этом субстратное ци ( 1 ) своими изменениями способно вызывать появление новых ли ( 1 ) и "рассеяние" старых.Гл. филос. соч.- "Мин жу сюэ ань" ("Учения конфуцианцев эпохи Мин"), где Х.Ц. выступил как сторонник многообразия путей к знанию, применил такие принципы историко-филос. анализа, как выделение осн. теоретич. содержания и специфич. признаков различных идейных направлений, поиск их взаимосвязи. В социально-политич. трактате "Мин и дай фан лу" ("Просвещаю варваров в ожидании прихода (совершенномудрого государя)" 1664) в качестве исходного пункта своего социофилос. учения Х.Ц. берет индивида с его стремлением к "выгоде" (ли (3)) и собственности (сы (1)). Х.Ц. представляет правителя как "величайшего вредителя в Поднебесной", узурпировавшего политич. и экономич. власть, лишающего людей возможности удовлетворять свои интересы. Поддерживающая имп. власть система "антизаконных законов" (фэй фа чжи фа) должна быть заменена на "слабый" "закон без закона" (у фа чжи фа), предоставляющий индивиду широкое поле деятельности и личной инициативы. Стабилизатором в политике должны стать конф. "школы" (сюэ сяо), наделенные контрольно-консультативными функциями по отношению ко всем этажам гос. власти, включая имп. Отрицая сакральный статус правителя ("правитель должен быть гостем, а Поднебесная хозяином"), Х.Ц. стремился придать конфуциански образованной бюрократии роль политич. субъекта. Коль скоро у правителя и администратора "имена различны, но суть едина", то подданный должен быть "другом и наставником правителя", служить не ему одному, а всей Поднебесной. Х.Ц. призывал отказаться от традиц. пренебрежения к ремеслу и коммерции, провести земельную, налоговую и монетарную реформы. Влияние на социальную философию Х.Ц. идей Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и Дэн My (13 - нач. 14 в.) проявляется даже на текстологич. уровне. К наиболее известным трудам Х.Ц. принадлежит также сост. им и его учениками сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань").*Х.Ц. цюань цзи (Поли. собр. (соч.) Х.Ц.). Т. 1 - 12. Ханчжоу, 1985; **Х.Ц. лунь. Гоцзи Х.Ц. сюэшу таолуньхуэй луньвэньцзи (Рассуждения о Х.Ц. Сб. статей междунар. науч. конф. по Х.Ц.). Ханчжоу, 1985; Се Гочжэнь. Хуан Личжоу сюэпу (Науч. биография Хуан Личжоу). Пекин, 1932, 1956; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XVII - XVIII вв. М., 1989; Ломаное А.В. Ицзиновская символика в назв. трактата Х.Ц. 17 в. // 20-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1989; Малахов С.В. Х.Ц.: формирование взглядов и личности (20-е гг. XVII в.)7/ 16-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1985; De Вагу W.T. а.0. Sources of Chinese Tradition. Vol. 1. N.Y., 1960.А. В. Ломанов
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.