ветер и поток

ветер и поток
ФЭН ЛЮ "Ветер и поток"
Эстетич. идеал, стиль мышления, поведения и творчества, сложившийся в пер. Шести династий (Лючао, 3 - 6 вв.). Входящий в сочетание Ф.л. иероглиф фэн ("ветер, веяние, поветрие, нрав") подразумевает естеств. движение мировой идеально-материальной субстанции - "пневмы" (ци (1)), проявляющееся в самых разных сферах бытия на уровнях индивидуума, об-ва (ср. фэнсюй - "манеры", фэнси - "нравы и обычаи", "Го фэн"- "Нравы царств" и т.п.) и природы. Второй иероглиф - лю ("поток", "течение"), предопределяет аналогию с движением воды, к-рая в кит. культуре метафорически (а нередко вполне натуралистически) отождествляется с "пневмой" и дао. Бином Ф.л. ассоциативно связан со словосочетанием фэн шуй ("ветер и вода", геомантия), обозначающим природные силы, традиц. искусство постижения их связей и применения к ним. Стиль Ф.л. отразил в сфере эстетики изменения в мировоззрении и системе ценностей кит. интеллектуальной элиты, прежде всего относительное падение авторитета конфуцианства, рост интереса к даос, проблематике, взаимопроникновение конф. и даос., отчасти буд. ценностей, усиление внимания к проблеме самовыражения. Признаками Ф.л. считались раскованность, даже эксцентричность поведения и внеш. вида; в области интеллектуальной практики эстетич. ценностям Ф.л. соответствовала традиция "чистых бесед" (цин тань), а в сфере императивов индивид, действия и творчества - сохранение внутренней свободы, внерефлективная чуткость к движениям дао в мистич. глубинах человеч. духа.
В эпоху Ф.л. начали появляться спец. теоретич. соч., заложившие органичную кит. культуре традицию осмысления эстетич. проблем в контексте актуальных для определенного времени общефилос. идей, но применительно к конкр. практике художеств, творчества: изящной словесности (напр., "Вэнь синь дяо лун" - "Дракон, изваянный в сердце письмен" или "Резной дракон лит. мысли" Лю Се, 5 в.; "Ши пинь" - "Категории стиха" Чжун Жуна, 4 в.; соч. Цзи Кана и др.), живописи (трактаты Ван И, 4 в.; Гу Кайчжи, 4 - нач. 5 в.; Се Хэ, Ван Вэя, 5 в.; Яо Цзуя, 6 в. и др.), каллиграфии - шу фа (соч. Ван Сичжи, Ван Фужэня и др.). Из сферы социальной антропологии в обл. эстетики перешло понятие "пинь" ("категория", см. Син (1)): оно дало назв. жанру теоретич. соч. и обозначило выделение специфич. эстетич. ценностей, связанных с градациями ("категориями") мастерства и в отличие от предшествующей традиции лишь опосредованно сопряженных с морально-дидактич. и этико-аксиологич. проблематикой, с представлением о полезности прекрасного с т. зр. той или иной этико-социальной доктрины. В ср. века термин "пинь" стал обозначать также различные типы эстетич. настроения. В трактате Се Хэ "Гу хуа пин лунь" ("Заметки о категориях старинной живописи") были сформулированы т.н. шесть законов (лю фа) живописи, ставшие канонич. для традиц. кит. искусства. Из лапидарно изложенных "шести законов", впоследствии подробно толковавшихся кит. теоретиками искусства, наибольшее общеэстетич. значение имеют первый и третий. Первый - ци юнь шэн дун (варианты - "живое движение циркуляции пневмы", "живое движение в созвучии энергий", "циркуляция пневмы порождает движение" и т.п.). Этот принцип подразумевает выражение в искусстве общекосмич. взаимосвязей, нелинейных закономерностей космич. хаоса, а также функцию художеств, образа как органич. грани мироздания, продолжающей цепь мирового движения, спонтанных порождений одними вещами и явлениями других (ср. у юнь - лю ци ("пять циркуляции/трансформаций - шесть пневм"), нумерологич. учение о взаимосвязи природных процессов; см. Сян шу чжи сюэ). Третий из "шести законов", ин у се сян ("создание образов в соответствии с вещами"), подразумевает выражение "подлинности" (чжэнь) бытия, пронизывающей вещи феноменального мира, в живой конкретике "образов" ("символов", сян (1)). Последние непосредственно воплощают не поддающуюся внеш. артикуляции тайну ноумена (ср. представление о гуа как об "образах"), не раскрывая ее. Традиция Ф.л. ввела в теоретич. оборот в спец. эстетич. качестве ряд понятий: и (3) ("идея, воля, замысел") - указание на недискурсивную "осмысленность" реальности, а также на выражение ее в целенаправленном психич. движении; шзнь ( 1 ) ("дух")- как всеединство мировой "духовности", животворящее начало, соединяющее художника-творца, воспринимаемую и творимую им реальность (с 8 в. способность "передать дух" - чуань шэнь, или "писать душу" - се шэнь, стала считаться показателем высшего художеств, мастерства); ци (1) ("пневма") -субстанция мироздания, состояние и качества к-рой определяют различные стороны человеч. природы, в т.ч. творческую индивидуальность художника, а также достоинства и недостатки художеств, произв. и т.д.
В истории кит. культуры традиция Ф.л. зафиксировала важнейший этап формирования эстетич. мысли - складывание ее понятийного аппарата, принципов и канонов теоретизирования, создание основополагающих теоретич. соч. Влияние Ф.л. как эстетич. выражения идеала личности в наибольшей степени проявилось в ориентации интеллектуалов на образ "человека культуры" (вэнь жэнь) в пер. утверждения неоконф. мировоззрения (11 - 12 вв.) и складывания сопряженных с ним культурных явлений, напр. стиля вэньжэнь хуа ("живопись литераторов") в изобразительном искусстве. Эстетика этого стиля подразумевала как связь живописи с лит. традицией, так и онтологич. статус "письменности/культуры" (вэнь), а также самого культуросозидания: в нем непосредственно воплощается "истинность", "подлинность" (чжэнь) сущего, проявляющаяся в спонтанности творческого порыва и связывающая творца - "человека культуры" с его произв и всем миром; поэтому живописный образ м.б. вполне адекватен природному и даже заменяет его. Симптоматично, что на р-же ср. веков и нового времени, в пер. наибольшей в истории Китая формализации имперской идеологич. ортодоксии, конф. отторжение идеала Ф.л. (см., напр., Тунчэнская школа) трансформировало это понятие в массовом сознании: выражение Ф.л. толковалось как "беспутство", "разврат", "гедонизм". Эквивалент термина Ф.л. - фу рю вошел в япон. культуру, где это сочетание иероглифов, как и в совр. кит. яз., имеет значения "вкус", "изящество", "изящные искусства", "художественный", подразумевая спонтанность и природосообразность истинного творчества.
**3авадская Е.В. Эстетич. канон жизни художника - фэклю (ветер и поток) // Проблема канона в древнем и средневек. искусстве Азии и Африки. М., 1973; Ее же. Эстетич. проблемы живописи старого Китая. М., 1975; Виноградова Н.А. Искусство стран Дальнего Востока, Китай. М., 1979; Лиссвич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 71 - 3; Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1982; История эстетич. мысли. Т. 2. М., 1985; Малявин В.В. Традиц. эстетика в странах Дальнего Востока. М., 1987.
А. Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ветер и поток" в других словарях:

  • ВЕТЕР — ВЕТЕР, ветр муж. движение, течение, теча, ток, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, кавк. бора: шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветрища: средний, слабый, тихий ветер или ветерок, ветерочек,… …   Толковый словарь Даля

  • ВЕТЕР — ВЕТЕР, ветра (ветру), о ветре, на ветру, мн. ы, ов и а, ов, муж. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Скорость ветра. Сильный, лёгкий в. Попутный в. Стоять на ветру (там, где дует ветер). По ветру или по ветру развеять что н.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ВЕТЕР — ВЕТЕР, поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности (вертикальное движение воздуха называется восходящим или нисходящим потоком). Направление ветра можно определить с помощью ФЛЮГЕРА, скорость ветра измеряют АНЕМОМЕТРОМ,… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Ветер (значения) — Ветер многозначный термин: Ветер поток воздуха. Ветер, Тихон Дмитриевич Георгиевский кавалер; подпоручик; 25 мая 1917. Ветер (фильм) …   Википедия

  • ветер — Поток воздуха, движущийся со скоростью свыше 0,6 м/с. [ГОСТ 26883 86] ветер Движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и характеризующееся скоростью и направлением [ГОСТ Р 51237… …   Справочник технического переводчика

  • Ветер в голове — ВЕТЕР, ветра (ветру), о ветре, на ветру, мн. ы, ов и а, ов, м. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Скорость ветра. Сильный, лёгкий в. Попутный в. Стоять на ветру (там, где дует ветер). По ветру или по ветру развеять что н. Каким …   Толковый словарь Ожегова

  • ветер — ▲ поток текучего ↑ воздух, атмосфера Земли ветер горизонтальное движение воздуха вблизи земной поверхности, вызванное разницей атмосферного давления направленное из области высокого давления в область низкого; направление ветра характеризуется… …   Идеографический словарь русского языка

  • Ветер — движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной поверхности. Обычно под В. подразумевается горизонтальная составляющая этого движения. Иногда говорят о вертикальной составляющей В., но она, как правило, значительно меньше горизонтальной… …   Энциклопедия техники

  • Ветер — У этого термина существуют и другие значения, см. Ветер (значения). Ветроуказатель  простейшее устройство для определения скорости и направления ветра, использующееся на аэродромах …   Википедия

  • ветер — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? ветра и ветру, чему? ветру, (вижу) что? ветер, чем? ветром, о чём? о ветре и на ветру; мн. что? ветры и ветра, (нет) чего? ветров и ветров, чему? ветрам и ветрам, (вижу) что? ветры и ветра,… …   Толковый словарь Дмитриева


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»