- нумерология
-
СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ"Учение о символах и числах", зап. "нумерология".В широком смысле - универсальная теоретич. система, генетически производная от архаических познавательных, структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиц. Китае роль наиболее общей формальной методологии филос. и науч. знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле - одно из концептуальных оформлений указ, системы, созд. в пер. правления дин. Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) гл. обр. усилиями комментаторов "Чжоу и", синтезировавших общеметодологич. принципы конфуцианства, даосизма и иньян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки.С.ш. ч. с. строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения- генерализации (гун (1)), т.е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр., в разных списках "Дао дэ цзина" термины жэнь (1) ("человек") и ван (1) ("царь") взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (гл. 25).Фундамент С. ш. ч. с. составляют три типа нумерологич. построений, каждый из к-рых представлен в двух разновидностях: 1) "символы" (сян (1))-триграммы, гексаграммы; 2) "числа" (шу (1))-Хэ ту ("план (из Желтой) реки"), Ло шу (документ (из реки) Ло); 3) "символы и числа" -инь ян (темное и светлое), у син (1) ("пять элементов (фаз)"). Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологич. числах - 3 и 2. В ней также отражены все три гл. вида графич. символизации, использовавшиеся в традиц. кит. культуре: 1) "символы" - геометрич. формы, схемы, рисунки, 2) "числа" - цифры, 3) инь ян, у син (1)-иероглифы.Образующие С. ш. ч. с. элементы - математич. и математикоподобные построения, т.е. пространственные ("геометрич.") структуры и числовые ("арифметич.") комплексы, - связаны друг с другом широким кругом связей: математич., символич., ассоциативных, фактуальных, эстетич., мнемонич., суггестивных и др. Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологич. пар: круг - квадрат/прямоугольник, 3 - 2, Небо - Земля, ян (1) -инь (1), Цянь - Кунь (см. Гуа) и т.д. Всем важнейшим категориям С. ш. ч. с.- тай и ("Великое единое"), лян и ("два образца"), сань цай ("три начала"), сы сян ("четыре символа"), у син (1) ("пять элементов"), ба гуа (восемь триграмм), Ло шу (магич. квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту ("магич. крест" из чисел от 1 до 10) и др.- присуща как "арифметич.", так и "геометрич." ипостась. Онтология, базис этого тотального классификационизма осмыслялся с т. зр. общепринятого в кит. философии представления об органической ("телесной") целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы к-рого взаимодействуют по принципу резонанса. Как и пифагорейство, С. ш. ч. с. может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса.В "Цзо чжуани" (Си-гун, 15-й г., 11-й мес. (645 до н.э.)) происхождение С.ш.ч.с. выведено из соединения двух древнейших (кон. 2 - нач. 1 тыс. до н.э.) видов гадательной практики - на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши (7)). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантич. фигуры, т.е. "символы" (сян (1)),- первичные элементы С.ш.ч.с. Результатами появившейся позднее практики ши (7) являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, т.е. "числа" (шу (1)),- вторичные элементы С.ш.ч.с. Первый и главный теоретич. синтез того и другого был осуществлен в каноне "Чжоу и" (8 - 4 в. до н.э.), основу к-рого составляют геометрич. символы (черты, триграммы, гексаграммы и др.), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями ("шесть" и "девять" - названия двух типов черт). В указанном месте. "Цзо чжуани" была также определена онтологизированная иерархия "символов" и "чисел": "Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа". Это положение получило методологич. формулировку в "Чжоу и", где при теоретич. движении в обратном направлении "за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной" ("Си цы чжуань", I, 10), и нашло отражение в исходном математич. каноне "Чжоу би": "Законы чисел исходят из круглого и квадратного". Однако позднее Шао Юн (11 в.) выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: "Числа рождают символы".Особое развитие С.ш.ч.с. получило в пер. правления дин. Хань, обретя общепризнанный методологич. статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. Мо цзя) и "школы имен" (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов "Цянь цзо ду" ("Проникающее измерение Творчества"), "Тай сюань цзин" ("Канон Великой тайны") Ян Сюна (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.), "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Развитие С. ш. ч. с. стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках к-рого ведущие нумерологич. учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11 - 12 вв.). Печать С. ш. ч. с. в той или иной мере лежит не только на всех гл. филос.-религ. учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и др.) и науч. дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на лит-ре, искусстве и в целом культуре традиц. Китая.**Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Чжу Бокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистской философии). Кн. 1 -2. Пекин, 1986 - 91; Fung Yulan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1953. P. 7 - 150, 454 - 76; Sherrill W.A., Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology. N.Y. etc., 1979; Walters D. The Alternative I Ching. Wellingborough (Northamptonshire), 1983.А.И. Кобзев
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.