- сыма гуан
-
Сыма Цзюнь-ши1019, Шаньчжоу уезда Ся (совр. пров. Цзянси), - 1086.Историк, философ, политич. мыслитель, гос. деятель. Был идейным вождем т.н. старой партии (цзю дан) - группировки, противодействовавшей реформам Ван Аньши. Гл. создатель неоконфуцианства Чжу Си причислял С. Г. к самым выдающимся мыслителям эпохи Сев. Сун (960 - 1127)- "шести учителям" - наряду с Шао Юном, Чжоу Дуньи, Чэн И, Чэн Хао и Чжан Цзаем. Из семьи крупного сановника, в 1038 получил высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие правительств, посты, был чл. Ханьлинь академии. Осн. соч. - историч. труд "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), написанный в соавторстве с Лю Шу, Лю Бинем и Фань Цзуюем, охватывает события с 403 до н.э. по 960 н.э. и носит назидательно-утилитарный характер. Гл. филос. труд - "Тай сюань чжу" ("Резюмирующий коммент. к "(Канону) Великого сокровенного", толкование на произв. Ян Сюна, 1 в. до н.э.- нач. 1 в.). Соч. С.Г. сведены в сб. "Сыма Вэньчжэн-гун цзи" ("Собр. произв. Сыма - князя Культурной Правильности"), "Цзи гу лу" ("Записи об учебе у древности") и др.Натурфилос. воззрения С.Г. складывались под влиянием учения Ян Сюна. Считал Небо (тянь) гл. управляющим природным началом, "отцом тьмы вещей", награждающим за подчинение его "предопределению" (мин (1)) и наказывающим за попытки уклониться от него ("Сыма Вэнь...", цз. 74). "Небесное предопределение" (тянь мин) тождественно человеч. "(индивид.) природе" (син (1)), в к-рой смешаны добро и зло и к-рая не м.б. изменена ("Тай сюань чжу", гл. "Сюань хэн"- "Взвешивание сокровенного"). В обл. учения о познании С.Г. основывался на толковании понятия "гэ" ("различение", "выверение"), входящего в бином "гэ у" ("различение (выверение) вещей", см. У (3)) из конф. памятника "Да сюэ", как "защиты" (хань), "обороны" (юй) сознания от внеш. вещей: это помогает выходу в сферу "чистого мышления" (цзин сы) и постижению дао; эталон мудрости - "духовное сердце" (шэнь синь, см. Шэнь (1), Синь (1)) древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей. Как политич. мыслитель считал необходимым постоянное нравственное совершенствование правителей и моральное воздействие на них конф. ученых. Благосостояния и спокойствия в стране древние правители достигали тем, что не изменяли законов предков. Поэтому задача приближенных - оказывать поддержку государю в делах управления, а не заниматься преобразованиями. Реформы - практич. воплощение идей "низких людей" (сяо жэнь, см. Цзюнь цзы), стремящихся к выгоде, что противоречит конф. идеалу "долга/справедливости" (и (1)). Оспаривал программу реформ Ван Аньши с позиций защиты интересов частных земельных собственников, богатых торговцев и предпринимателей. Осуждал стремление реформаторов обогатить казну без увеличения налогов, за счет крупных торговцев. Доказывал взаимозависимость зажиточных и неимущих слоев населения: "богатые дают бедным взаймы, чтобы разбогатеть, бедные берут в долг у богатых, чтобы жить... они живут, поддерживая друг друга". Исходя из этого, выступал против системы гос. ссуд."Цзы чжи тун цзянь" С.Г. был прокомментирован Чжу Си. Указ, труд стал образцом для последующих историков-конфуцианцев, напр. Ли Тао (12 в.), написавшего "Сюй Цзы чжи тун цзянь чан бянь" ("Материалы, продолжающие "Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), Би Юаня (18 в.), ред. и составителя "Сюй цзы чжи тун цзянь" ("Продолжение "Всеобщего зерцала, управлению помогающего"), и др.*Цзы чжи тун цзянь. Пекин, 1956; **Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 201 - 4, 223 - 30, 265 и др.З.Г. Лапина
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.