- доверие
-
СИНЬ (1). "Сердце" ("психика", "сердцевина", "субъективное", "дух", "сознание"). Категория традиц. кит. философии. Имеет четыре осн. смысла: 1) функциональный орган - средоточие сознания и психич. возможностей, в т.ч. чувств и воли; 2) "сердцевина", квинтэссенция возможностей любой "вещи", живой и неживой, в т.ч. человека; 3) функции сознания, психики и познания; 4) обозначение субъективно идеального (стандартная оппозиция - у (3), "вещь"; ср. вэйсиньчжуи - идеализм, вэйучжуи - материализм). Графич. элемент "сердце" как ключевой знак иероглифа обычно свидетельствует об отношении понятия к психогносеологич. и эмоциональной сфере (ср. тезис Чжу Си, 12 в.: "Иероглиф С.- это только мать знаков. Поэтому иероглифы "природа" (син (1)) и "чувственность" (цич (2)) производны от С.").Уже в древних протодаос. памятниках понятие С. сопряжено с "духом" (шэнь (1))-субстанцией, отвечающей за деятельность сознания и психики. Согласно "Гу-ань-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.), "сердце" - это "дворец духа"; лишь при условии "очищения сердца" и освобождения от страстей дух возвращается в свое обиталище. С.- своего рода окно в духовное пространство мироздания. Это подразумевается, в части., в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где говорится о возможности "странствия сердцем по началу вещей", по "гармонии благодати/добродетели (дэ (1))", по "беспредельности". "Очищение сердца" ("Гу-ань-цзы") корреспондирует с тезисом о "промывании сердца, удалении желаний": лишь при этом условии реализуются возможности, которые дает сущностное единство мира и человека (см. Ци (1), Син (1)), осуществляется полноценный контакт их "духовных" субстанций. Благодаря этому "сердце мудреца может взращивать в себе Поднебесную" ("Чжуан-цзы"). С данным утверждением одного из основоположников даосизма перекликается заключение из конф. трактата, гласящее, что "исчерпание своего сердца" равносильно познанию собств. "природы" (син (1)) и, т.о., Неба (тянь), т.е. собственно природы ("Мэн-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.).В конфуцианстве качество "сердца" рассматривалось как критерий отличия человека от животных и показатель уровня личных достоинств. Согласно "Мэн-цзы", человеком может считаться только тот, кто имеет "соболезнующее и сострадающее", "стыдящееся (за себя) и негодующее |на других)", "отказывающее |себе) и уступающее (другому)", "утверждающее и отрицающее сердце". Эти качества С. суть начала "гуманности" (жэнь (2)), "долга/справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)), "разумности" (чжи (1)). Тезис "Чжоу и" о "постоянстве сердца" как основе "совершенного мужа" соответствует положению "Лунь юл" (5 в. до н.э.) о "постоянстве" (в следовании внутр. моральным принципам) как единственно реально достижимой цели человеч. пути к идеалу - "благу" ("добру" - шань).Благодаря Мэн-цзы в русло конфуцианства вошел характерный для даосизма тезис о "детскости сердца" как выражении лучших человеч. качеств, в т.ч. высшей мудрости ("Дао дэ цзин", 4 в. до н.э.). По Мэн-цзы, великий человек "не утрачивает своего детского сердца" (чи цзы чжи С.), т.е. чистоты и полноты восприятия, непосредственности реакций, реализующихся в должном действии. Во 2 в. до н.э. реформатор конфуцианства Дун Чжуншу, связавший протодаос. натурфилос. и конф. этич. доктрины, объявил С. "господином" (чжу цзай) - сувереном и вместилищем "пневмы" (ци (1)), к-рая "исходит из сердца" и управляется им.Особую роль категория С. сыграла в неоконфуцианстве, одно из направлений к-рого - Лу (Цзююаня)-Ван (Янмина) школа получила назв. С. сюэ (1) ("учение о сердце"). Его основоположник Лу Цзююань (12 в.) начал разрабатывать тезис о тождестве "сердца" и структурообразующего универсального "принципа" (ли (1)). Этот тезис был развит в учении Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) как положение о "совпадающем единстве сердца и принципа". Благодаря этому единству человеч. "сердце" качественно и даже количественно "единотелесно" миру, составляя одно целое с Небом и Землей (см. Тянь) и будучи "тождественно телом с (др.) вещами". "Великие люди" сознают это, "ничтожные" - разделяют мир на "ты и я". Для правильного восприятия мира и должного поведения в нем необходимо сохранение в себе "детского сердца". Ли Чжи (16 - нач. 17 в.) продолжил мысль Ван Янмина, отождествив "сердце ребенка" (тун С.) с "истинным сердцем" (чжэнь С.), к-рому присуще врожденное "естеств. знание", здравый смысл и стремление к добру; более того - из "детского сердца" исходит "высшая культура" (вэнь) в Поднебесной.Важное место занимала категория С. и в др. течениях неоконфуцианства. Напр., основоположник его "нумерологич." направления Шао Юн (11 в.) определил "сердце" как "Великий предел" (тай цзи)- начало и "программу" всего сущего, а гл. создатель "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си - как способность "знать и чувствовать", присущую не только человеку, но даже растениям и объединяющую "индивид, природу" (син (1)) и "чувства" (цин (2)). Материалист Ван Чуаньшань (17 в.) считал "сердце" осн. функциональной системой "тела/личности" (шэнь (2)), ответственной за мышление, восприятие и зависящей от функционирования органов чувств.В кит. буддизме, особенно в 6 - 9 вв., слово С. служило обобщающим выражением психич. процессов и явлений, а в школе Фасян (см. Вэйши школа) оно стало синонимом "сознания-сокровищницы" (алайя-виджняна) - интегральной и высшей формы всех видов сознания. Основываясь на идеях гл. обр. буд. Тяньтай школы, Тань Сытун (19 в.) выдвинул оригинальную трактовку С. Он предложил концепцию "силы сердца" (синь ли) как универсальной творческой и созидающей духовной энергии, реализующейся в мировом "эфире" (итай). Чтобы она могла полностью проявиться, каждый должен "очистить и излечить (свой) сердечный источник", к-рый одновременно является "источником всех живых существ". В результате "очищения" собств. "сердца" становится возможным "спасение" др. людей от страданий и от круга перерождений (см. Луньхуэй).Иероглиф С. вошел в состав многих совр. науч. терминов, прежде всего связанных с психич. сферой: синьли - психика, синьлисюэ - психология и т.п.**Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 18, 42, 46; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Richards I.А. Mencius on the Mind: Experiments in Multiple Definition. L., 1932; Shih V.Y.C. The Philosophy of *Mind as a Form of Empirism // Bulletin of the Institute of History and Philosophy, Academia Sinica. 1969. Vol. 39.А.Г. ЮркевичСИНЬ (2). "Благонадежность" ("доверие", "вера", "истинность", "верить", "доверять"). Понятие кит. философии, гл. обр. конф. этики. В "Го юп" (5 - 3 вв. до н.э.) С.- одна из составляющих "(ритуальной) благопристойности" (ли (2)) вместе с "верностью" (чжун (2), см. Чжун шу), "гуманностью" (жэнь (2)), "долгом/справедливостью" (и (1)), "хранилище" этих качеств. В "Лунь юе" (5 в. до н.э.) "любовь верхов к благонадежности" объявлена условием отсутствия тех, кто бы "осмелился не проявить чувство привязанности". Там же С. фигурирует как один из принципов, основываясь на к-рых, "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "действиями" (син (3), см. Чжи - син) и "верностью"; предпосылками "благонадежности" являются "(почтительная) осторожность (цзин (4)) в делах" и "осмотрительность" (цзинь). Если в "Лунь юе" С. трактуется гл. обр. как атрибут вышестоящих - правителей и "благородных мужей" (цзюнь цзы), то в "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) "благонадежным" предлагается считать всякого, кто "способен чувствовать добро (шань)". Во 2 в. до н.э. Дун Чжуншу связал конф. этич. категории с классификационной схемой "пяти элементов" (у сип (1)), включив С. в число "пяти постоянств" (у чан)- моральных основ, посредством к-рых правитель "исправляет пороки" подданных: "гуманность", "долг/справедливость", "(ритуальная) благопристойность", "знание" (чжи (2), см. Чжи - син, в данном случае - синоним "разумности", чжи HI), "благонадежность". В "Цзо чжуани" (4 - 2 вв. до н.э.) С. определяется прежде всего как атрибут отношений между равными - друзьями. Начиная с "Чжун юна" (4 - 2 вв. до н.э.) коррелятом "благонадежности" С. в конфуцианстве становится "искренность" (чэн (1)). Эта связь отчетливо проявляется в соч. основоположников неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.), переместивших фокус внимания в коррелятивной цепи "искренность" - "благонадежность" на последнее звено, обладающее большей конкретностью и практической иллюстративностью. Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) акцентировал субъективный аспект С. как "доверия", характеризующего отношение "совершенного мужа" (цзюнь цзы) к своему "благосмыслию" (лян чжи)- познавательной способности и высшему нравственному принципу.В неконф. течениях древнекит. философии понятие С. применялось в разных значениях. Напр., у моистов (см. Мо цзя) С. выступает как гносеологич. категория - "истинность", соответствие высказывания той мысли, к-рую оно должно выразить. В протодаос. пассажах "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) С. означает "неизменность благодатного предопределения (мин (1))", т.е. относится к сфере взаимоотношений человека с высшими силами. В "Хань Фэй-цзы" (3 в. до н.э.) представлена легистская трактовка "благонадежности" -С. как отношения народа к правителю: оно обусловлено правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и "мощью" государя и гос-ва.**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Мартынов А.С. "Искренность" мудреца, благородного мужа и императора // Из истории традиц. кит. идеологии. М., 1984.А. Г. Юркевич (с использованием материаловА.И. Кобзева и А.С. Мартынова)
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.