- школа трех трактатов
-
САНЬЛУНЬ ШКОЛА Сань-лунь цзун - "школа трех трактатов"Одно из направлений буддизма махаяны, онтологич. связанное с доктриной мадхьямики (см. Буддизм). Назв. получила от трех соч.: "Мадхъямика-карикас" ("Чжун лунь", или "Чжун гуань лунь"- "О срединном видении"), "Двадаша-мукхашастра" ("Шиэр мэнь лунь"- "Шастра о двенадцати вратах") и "Шата шастра" ("Бай лунь" - "Шастра в ста стихах"). Два первых созданы, по преданию, Нагарджуной, к-рый считается первопатриархом С.ш.; "Бай лунь" предположительно написан его учеником Арьяведой. Эти тексты стали известны в Китае в переводе и ред. Кумарадживы (4- 5 вв.), его ученик Сэнчжао был их активным распространителем. В гос-ве Лян (502 - 57) данное направление получило одобрение императора Лянского У-ди. Монахом Саньланем в 512 была образована школа Шэлин сянчуань ("Преемственность в горах Шэ"), на основе к-рой Цзицзаном (549 - 623) создана С.ш. В соч. Цзицзана "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов") и др. даны осн. положения учения С.ш., ставшие впоследствии канонич.Учение С.ш. основано на доктринах шуньявады (см. Буддизм). Согласно им, существование всех вещей и явлений подчиняется принципам "причинности" (юань ци (2)), концепция к-рой, в отличие от тхеравады (см. Буддизм), утверждает нереальность отдельно взятых единичностей - дхаом (см. Фа (1), п. 2), к-рые существуют лишь относительно друг друга, из чего выводится положение об их "пустотности" (кун, син кун, санскр. шуньята). Осн. концепция С.ш. включает три взаимосвязанных элемента: "устранение ложного и выявление истинного" (по се сянь чжэн), "учение о двух истинах" (чжэнь су эр ди), "срединный путь восьми "не" (ба бу чжун дао). Ложными считаются попытки анализа или признание существования единичного. По С.ш., в отличие от др. буд. школ, "устранение ложного" и "выявление истинного" происходят одновременно. "Две истины" - "мирская" и "абс." как два уровня и этапа познания не могут существовать одна без др. (см. Эр ди). Цзицзан выделил три уровня (вида) каждой из "двух истин" (сань чжун эр ди). В "мирской": утверждение "наличия" (ю, см. Ю - у); утверждение "наличия" и "отсутствия" (у (1)); утверждение и отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В "абс.": утверждение "отсутствия"; отрицание как "наличия", так и "отсутствия"; ни утверждение, ни отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В нек-рых соч. Цзицзана добавлялся четвертый уровень (сы чжун эр ди): в "мирской истине" это объединение двух первых уровней "мирской" и "абс." истин, в "абс. истине" - отрицание отрицания "неналичия" и "неотсутствия". Каждый уровень "абс. истины" отрицает соответствующий уровень "мирской", каждая последующая "абс. истина" - это предыдущая "мирская"."Срединный путь восьми "не" означает, что "тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят".С.ш. проповедует возможность "спасения" всех живых существ, допуская и моментальное "просветление" (у (4)), однако считает, что быстрота обретения нирваны (см. Непань) не одинакова в каждом конкретном случае. С.ш. оказала значит, влияние на становление буддизма в Китае, стала одной из осн. буд. школ в Японии (с 7 в., Санрон сю).**Хуан Ганьхуа. Саньлунь цзун // Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Chen K. Truth and Logic In San-lun Madhyamika Buddism // International Philosophical Quarterly. 1981. Vol. XXI. №3.А.А. Маслов
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.