мо-цзы. филос. трактат это:

мо-цзы. филос. трактат
Филос. трактат 5 - 3 вв. до н.э., излагающий учение школы мо цзя.
Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди (5 - нач. 4 в. до н.э.). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.). Бань Гу упоминается кн. "М.-ц." из 71 пяня (главы). Согласно источникам эпохи Суй (6 - нач. 7 в.), трактат состоял из 15 цзюаней ("свитков"), эпохи Сун (10-13 вв.) -61 пяня, "Сы ку цюань шу цзун му" (18 в.) -53 пяней. Нумерация и порядок глав "М.-ц." определены в кон. 1 в. до н.э. Лю Сяном.
В 15 в. трактат включен в "Дао изан".
Первые три главы - "Цинь ши" ("Приближение служилых"), "Сю шэнь" ("О самовоспитании"), "Со жань" ("Влияние примера") приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Главы "Шан сянь" ("Почитание мудрости"), "Шан тун" ("Почитание единства"), "Цзянь ай" ("Всеобщая любовь"), "Фэй гун" ("Против нападений"), "Цзе юн" ("За экономию в расходах"), "Цзе сан" ("За экономию при захоронениях"), "Тянь чжи" ("Воля Неба"), "Мин гуй" ("Духовидение"), "Фэй юэ" ("Против музыки"), "Фэй мин" ("Против судьбы"), "Фэй жу" ("Против конфуцианцев") излагают основы учения Мо-цзы и ранних моистов. Их дополняют главы "Фа и" ("Подражание образцу"), "Ци хуань" ("Семь бед"), "Цы го" ("Осуждение крайностей"), "Сань бянь" ("Три доказательства"). Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах "Гэнь Чжу", "Гуй и" ("Ценить справедливость"), "Гун Мэн", *"Лу вэнь" ("Вопросы луского правителя"), "Гун Шу". Шесть глав - "Цзин шан" ("Канон, часть первая"), "Цзин ся" ("Канон, часть вторая"), "Цзин шо шан" ("Пояснения к первой части Канона"), "Цзин шо ся" ("Пояснения ко второй части Канона"), "Да цюй" ("Большой выбор"), "Сяо цюй"
("Малый выбор") - объединены названием "Мо цзин" ("Моистский канон"), или "Мо бянь" ("Моисты-спорщики"); в раннем средневековье название "Мо бянь" относили только к первым четырем из перечисленных глав. "Канон" излагает взгляды поздних моистов, главным образом по проблемам познания и логики, затрагивая также области математики, оптики, механики, психологии и экономики. 11 следующих глав, начиная с "Бэй чэн мэнь" ("Подготовка к обороне городских ворот"), посвящены искусству фортификации и обороны крепостей.
Известно, что "Мо бянь" еще в кон. 3 - нач. 4 в. комментировал Лу Шэн. Интерес к комментированию "М.-ц." возрос в 17-18 вв., ведущие комментарии того периода принадлежат Би Юаню и Ван Чжуну. В кон. 19 в. Сунь Ижан, обобщив предыдущие коммент. труды, написал "М.-ц. цзянь гу" ("Доступное толкование М.-ц."), к-рое сделало текст книги доступным для науч. исследования. Текстологич. проблемами и атрибутированием глав "М.-ц." занимались видные кит. ученые: Лян Цичао, Ху Ши, Чжань Цзяньфэн, Тань Цзефу, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Ло Гэньцзэ, Фэн Юлань, Ду Госян, Хоу Вайлу, Го Можо, Жэнь Цзиюй, Ян Юнго, Ху Цюйюань и др. См. также ст. Мо Ди, Мо цзя.
*ЧЦЦЧ. Т. 4. Шанхай, 1957; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Титаренко М.Л. Кн. "М.-ц." как литературно-художеств. памятник // Лит-pa древнего Китая. М., 1969; Его же. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1972. С. 66 - 98; Из кн. "М.-ц." // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.
М.Л. Титаренко

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "мо-цзы. филос. трактат" в других словарях:

  • цзы сы - мэн-цзы школа — Одна из восьми филос. школ, на к рые, согласно свидетельству памятника Хань Фэй цзы , разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 402 до н.э.) и… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • чжуан-цзы — Филос. трактат, назв. по имени автора, одного из основоположников философии даосизма (полное имя Чжуан Чжоу, 4 3 вв. до н.э.). С 8 в. именуется также Наньхуа чжэнь цзин ( Истинная канонич. книга (философа из) Наньхуа). Один из важнейших текстов… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • дэн си-цзы — Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. школы имен (мин цзя). Приписывается мыслителю диалектику (бянь (1)) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Д.С. ц. мог быть создан в 6 3 вв. до н.э., определенно… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЛАО-ЦЗЫ — («Старик младенец», «Старый философ») (6 5 вв. до н.э.) др. кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145 87 до н.э.), Л. ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя… …   Философская энциклопедия

  • ЧЖУАН-ЦЗЫ — кит. филос. трактат, назван по имени одного из главных представителей даосизма Чжуан Чжоу (ок. 369 286 до н.э.). «Ч. ц.» состоит из трех частей: «внутренней» (первые семь глав), предположительно написанной самим Чжуан цзы, «внешней» (следующие 15 …   Философская энциклопедия

  • ЛЕ-ЦЗЫ — даоский трактат, назван по имени предполагаемого автора Ле цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.), состоит из восьми глав, седьмая глава передает взгляды Ян Чжу (прибл. 440 334 до н.э.). В стилевом отношении сходен с даоским трактатом «Чжуан цзы» (4 3 вв.… …   Философская энциклопедия

  • лао-цзы — Престарелый мудрец , Престарелый младенец Древнекит. философ, к рому приписывается авторство на классич. даос, филос. трактат Дао дэ цзин . Совр. наука подвергает сомнению историчность Л. ц., тем не менее в науч. лит ре он часто определяется как… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЛАО-ЦЗЫ, Ли Эр — др. кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6 5 вв. до н. э.). Ему приписывается филос. трактат «Лао цзы» (др. название «Дао дэ цзин»), к рый является канонич. сочинением даосизма. Большинство совр. ученых считают Л. ц …   Атеистический словарь

  • сюнь-цзы — Сб. трактатов Сюнь цзы (Сюнь Куан, 4 3 вв. до н.э.) и записей его учеников. Сост. в 30 е гг. 3 в. до н.э., дошел до наст, времени почти полностью. Не подпал под указ императора Цинь Шихуана (221 210 до н.э.) о сожжении конф. (см. Конфуцианство)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • СЮНЬ-ЦЗЫ — Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин (ок. 313 ок. 238 до н.э.) крупнейший философ, просветитель и эрудит Др. Китая. Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма. Учение С. ц.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»