- моу-цзы
-
2 - нач. 3 в. Один из первых кит. апологетов буддизма. Автор трактата "Ли хо лунь" ("О понимании и заблуждении"; др. назв. - "М.-ц. ли хо лунь", "Моу-цзы"), построенного в виде диалога между защитником и противником буддизма. Для объяснения буд. доктрин использовал даос, термины и традиц. кит. фразеологию. Опровергал утверждение о забвении буд. монахами принципа "сыновней почтительности" (сяо (1), см. Сяо ти, "Сяо цзин"), настаивая на широкой трактовке этого принципа как заботы о "спасении" родителей. Оспаривал положение антибуд. пропаганды об "уничтожимости души" (см. "Шэнь ме лунь"), апеллируя к похоронным ритуалам китайцев (обращение к душе покойного с призывом "вернуться" и т.п.). Появление буддизма в Китае связывал с императором Минди (58 - 75) дин. Вост. Хань: привел легенду о его вещем сне и посылке им на Запад посольства, для к-рого в граничащих с империей Хань владениях народа юэчжи была написана "Сутра о сорока двух главах" ("Сы ши эр чжан цзин")- компиляция из буд. канона (предположительно создана в пер. 58 - 147, с предисл. кон. 2 в.). Трактат "Ли хо лунь" вошел в буд. антологию 6 в. "Хун мин цзи".**Янгутов Л.Е. Трактат "Лихолунь" как источник по истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986.По материалам Л.Е. Янгутова
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.