ван би

ван би
Ван Фусы
226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. пров. Хэнань), - 249
Философ, один из родоначальников сюанъ сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогич. традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220 - 64). Излагал ориг. идеи в коммент, к конф. и даос, классике, из к-рых сохранились: "Чжоу и люэ ли" ("Осн. положения "Чжоу и", или "Осн. принципы "Книги перемен"- рус. пер. А.А. Петрова, см. лит-ру); "Чжоу и чжу" ("Коммент. к "Чжоуским переменам"); "Лао-цзы чжу" ("Коммент. к "Лао-цзы")- наиболее авторитетные коммент. к "Дао дэ цзину", возможно, древнейшие; атрибутированные в сер. 20 в., входящие в "Дао цзан" (№1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К. Скиппера) "Лао-цзы вэй чжи ли люэ" ("Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и "Лао-цзы чжи гуй люэ ли" ("Сжатые положения об осн. смысле "Лао-цзы"); фрагменты "Лунь юй ши и" ("Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах").
Стремясь обосновать конф. взгляды на об-во и человека с помощью даос, метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), В.Б. выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит, влияние на понятийный аппарат и концепции кит. буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти - юн в значении: "телесная сущность (субстанция)- деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у (1))" в "Дао дэ цзине" (§40), В.Б. отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у (!)), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун (2)), "предельная" (цзи (2)) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в к-рой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю - у). Главенство универсального дао В.Б. понимал как законосообразное, а не фаталистич., истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин (1)) с помощью категории "принцип" (ли (1)). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у (3)) и противопоставлял "делам/событиям" (ши (3)). Многообразие непредсказуемых явлений, по В.Б., обусловлено также противоположностью (фань, см. Гуа) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин (2), см. Син (1)), природной основой (чжи (4), см. Вэнь) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.
В.Б. интерпретировал учение "Чжоу и" как теорию временных процессов и изменений, определив, что гл. элементы трактата - символич. категории гуа суть "времена" (ши (1)). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкр. образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это филос. истолкование учения "Чжоу и" было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологич. (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная В.Б. трактовка категории ли (1), а положение о дихотомии ли (1) и ши (3)-в учении буд. Хуаянь школы (см. Ли - ши).
*В.Б. цзи цзяо ши (Собр. соч. В.Б. с примеч. и разъяснениями). Сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Wang Pi. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979; Lin P.J. A Translation of Lao Tzu's "Tao Те Ching" and Wang Pi's Commentary. Ann Arbor, 1977;
**Петров А.А. В.Б. (226 - 249). Из истории кит. философии // Труды Ин-та востоковедения. Т. 13. М.-Л., 1936; Tang Yung-fung. Wang Pi's New Interpretation of the I-ching and Lun-yu // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1947. Vol. 10; Wright A. (Rev. of) A.A. Петров. В.Б. // Ibid.; Chart Wing-Tsit (Rev. of). Lin P.J. Op. cit. // PEW. 1979. Vol. 29. №3.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ван би" в других словарях:

  • Іван — Іван …   Словник лемківскої говірки

  • Ван Шу — 王澍 …   Википедия

  • Ван — Ван: Люди и титулы Ван (титул)  титул правителей государств и княжеств в Китае, Корее и Монголии в древности и Средние века. Ван (фамилия)  китайская фамилия Ван, Тина (р. 1991)  австралийская фигуристка китайского происхождения.… …   Википедия

  • Ван — озеро, Турция. Название озера по названию селения Ван, а оно от арм. ван деревня, местожительство, обитаемое место ; упоминается также название племени ван, но оно, по видимому, вторично: живущие на озере Ван или более раннее жители селения Ван …   Географическая энциклопедия

  • ВАН БИ — (второе имя – Фу Сы ) (226–249) – кит. философ идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы цинтань и создание нового учения ( Синьсюэ ), к рое явилось основой идеологии господств. класса феодалов. В. Б. –… …   Философская энциклопедия

  • Ван И — (кит. 王繹; род. 1333 г.  ум. после 1362 г.)  китайский художник. Биография Сведения об этом художнике весьма скудны. Известно, что он происходил из Чжэцзяна, и занимался живописью фигур, особо специализируясь на портрете… …   Википедия

  • Ван Ду — 王度 …   Википедия

  • Ван Бо — Ван Бо. Ван Бо (кит. 王勃, второе имя Цзи ань) (649 676)  китайский поэт эпохи династии Тан. Ван Бо считается одним из «четырёх крупных (поэтов) начала (эпохи) Тан». Ван Бо был внучатым племянником поэта Ван Цзи. Служил писцом у одного из… …   Википедия

  • ВАН БИ — (226 249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ синтезирующего конфуцианство и даосизм учения о таинственном , то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций …   Энциклопедия Кольера

  • Ван Би — (Ван Фусы; 226 249)  китайский философ, один из основоположников философской школы Сюань сюэ, близкой к даосизму, но популярной среди конфуцианцев. Прожил всего 23 года. Оказал большое влияние на развитие философии в Китае. Был крупным… …   Википедия

  • ВАН ФУ — Ван Цзесинь (76[[ 85]] 157[[ 167]]), ВАН ФУ китайский философ конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»